Каждый раз, смотря классику, задаешь себе вопрос - смотришь, потому что классика или потому что цепляет. Вот для "Касабланки" ответ однозначен - потому что цепляет. Но задаешь себе вопрос - А цепляло бы, если было это снято в наши дни? И понимаешь, что такое кино в наши дни стало невозможно, только время прощает эту пафосную романтичность, неприкрытую мелодраматичность и влажные глаза Ингрид Бергман. Романтическая мелодрама, как и настоящий нуар - материи столь нежные и легкоранимые, что напрочь убиваются иронией, и при люрм повторении обрачиваются пошлостью. И нам не остается ничего, как расчехлить DVD со старой "Касабланкой" и наслаждаться этой love story, в которой все проигрывают, но и все выигрывают. В фильме использованы все банальнейшие приемы меложраматического кино - и запоминающаяся лирическая мелодия, объединяющая героев воспомнаниями о счастдивых днях в Париже, и наплывы, и ретроспекция тех самых счастливых дней, и дождь, когда Ричард уезжает, спасаясь от наступающих на Париж, а она не приходит на вокзал, присылая записку. Но, как ни странно, в данном конкретном случае все эти приемы работают, как будто в пленку подмешали волшебный порошок. То ли харизма Хэмфри Богарта, играющего главного героя - Рика, то ли неувядающая красота Ингрид Бергман, несовершенная, а от этого чем-то трогательная. А может быть дело в том, что Кертис снял сказку, сказочность всего кроется в том, что, как и во всех сказках, действие происходит в тридевятом царстве и в отрванности от времени. Несмотря на то, что дается конкретный отрезок времени - декабрь 1941 года и место конкретное - марокканский город Касабланка, остается полное ощущение, что все происходит в условном времени и в весьма условном месте, все герои здесь не живут, а находятся лишь в состоянии перемещения из одного места в другое. В этом и есть, наверное, очарование фильма - герои выброшены вне времени и вне пространства (Касабланка - перевалочный пункт на задворках империи), поэтому живут только здесь и сейчас - и поэтому каждое слово и каждый поступок увеличиваются в ценности в десяток раз, потому что прошлого уже нет, а будущего уже не будет, и важно только то, что ты сделаешь сейчас, и важны только те слова, котороые ты скажешь сейчас.