У Малькольма Макларена есть альбом "Paris". Пятая композиция называется "Miles and Miles of Miles Davis". Она подходит этому фильму; не слова, а музыка. Целые мили джаза, печального, окрашенного в тон дождливого Парижа. Женщина идет по улицам, и этот джаз не обещает ей, что за поворотом она встретит любимого, которому она исступленно шепчет: "Будь рядом. Я люблю тебя".
Сюжет: Жюльен говорит по телефону с Флоранс. Потом говорит ей: "Я буду через тринадцать минут", берет из ящика стола папку, веревку с «кошкой», перчатки и пистолет. Выходит на балкон, забирается по веревке на этаж выше. Убивает своего начальника. Обставляет все так, словно это - самоубийство. Выходит из кабинета, закрывая офис с помощью ножа - теперь совершенно ясно, что босс закрылся и покончил с собой. Потом Жюльен выходит на улицу, садится в машину и видит, что веревка, по которой он забирался наверх, все еще висит. Он возвращается в здание, едет в лифте, но охранник выключает электричество, и Жюльен застревает в лифте на сутки.
Героиня Жанны Моро ищет любимого по городу, не понимая - как он мог ей изменить, где он прячется, с кем пьет коктейль? Она исследует улочки взглядом, наполненным боли и надежды - опасная смесь в равнодушном черно-белом городе. Герой Мориса Роне пытается выбраться из лифта, чтобы убрать злополучную веревку и укатить далеко, чтобы ветер в волосах и любимая рядом, пока ее муж... Он пытается, и ладони зрителя покрываются потом - получится или нет?
Кино на лезвии ножа с одной стороны - убийства, совпадения, глупость, попытки суицида и утро в полицейском участке. С другой стороны - невесомая нежность, совпадающая в ритме трубы с поступью времени - да, они виноваты, но у них есть любовь - а потом: десять лет, двадцать лет, но останется фото, где они вместе - счастливые... Грустная музыка вливает горечь в кадр, где курят и пристально смотрят на промокшую красавицу. Гонки на дороге, шампанское и обманчивая тень. Я поражаюсь - как искусно соединены в одно полотно не соединяемые вещи, это алхимия!
Джаз зазвучит еще несколько раз, и так хочется оказаться в этом Париже, который смотрит на марионеток любви сквозь приспущенные веки высоких окон. Попасть в комнатку с плюшевым зайцем. Посидеть в уличном кафе, ощутить металл стула, отламывая круасан. Прокатиться в кабриолете, оглядывая безразличный пейзаж. Это осень или весна? Это удача или ошибка? У них осталась их дорога. Их сплетенные пальцы. И название - "Лифт на эшафот" - безжалостный приговор, который не обеляет даже чувство, льющееся через край.
Удивительный режиссер этот Маль - на заре "новой волны" он превращает закоулки жанра "нуар" в бесконечный поиск, стоны любовной интриги - в шаги над пропастью, а детективную линию - в саспенс, до дрожи. Пути четырех, как выход на арену канатоходцев с завязанными глазами - зрители хлопают, ужасаясь опасности номера. Потому что понимают - они сами на такое не решились бы.