
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
|
17 августа 2006
"Быть бездомным... невыносимо" - Ларс фон Триер.
maxlubovich
Вдохновлённый публикацией Kot'аbegemot'а2, я решил внести свой вклад в чудную "Библиотеку", разместив фрагмент одного из многочисленных интервью, вошедших в книгу кинокритика Антона Долина "Ларс фон Триер: контрольные работы":
Вы действительно не любите путешествовать?
А вы что, любите?
Люблю.
А я ненавижу!
Можете объяснить, почему?
Оказываешься непонятно где, тебя уже не окружают знакомые предметы... Я только что приехал из Байрейта, где работаю над оперным циклом Вагнера, и в очередной раз понял, как хотел бы никуда не ездить и оставаться дома. Оставаться в своей квартире не в пример приятнее, чем куда-то ехать.
Так это причины рациональные, а не патологический страх авиаперелётов?
Этот страх тоже имеет место: он - часть общей картины. Одна мысль о том, чтобы находиться в самолёте... ужас, просто ужас. Самое в этом неприятное - тотальная потеря контроля над происходящим. То же самое происходит, когда оказываешься в огромном городе, которого совершенно не знаешь. Это провал в хаос.
Этим объясняется то, что героем ваших фильмов так часто становится иностранец или путешественник?
Может быть. Помню, когда я был ребёнком, у меня часто повторялся один и тот же кошмар: я иностранец, незнакомец, и у меня нет дома. Мои фильмы - своего рода ностальгия по тем снам. Быть бездомным... невыносимо.
Вы начинали с фильмов о Европе. Почему вы покинули её, чтобы отправиться в иные края - сперва Шотландию, потом США?
Шотландия - тоже Европа, хотя и не та, что в моих ранних фильмах. Для меня нет разницы - Шотландия, Америка, Россия: я отправляюсь туда по воле воображения, оно всегда ведёт в места, которых не знаешь. Ксати , Шотландию мне было легко полюбить - через короткое время я чувствовал себя там как дома. Замечательная страна, где живут чудесные люди... куда лучше, чем Англия.
Я чувствую себя гораздо хуже, когда оказываюсь в Восточной Европе. Например, в Польше, где я снимал "Европу".
Откуда пришёл образ той, абстрактной Европы, где происходит действие трёх первых ваших картин?
Мой интерес к Европе в те годы определялся вкусами моего соавтора Нильса Ворселя - очень интересного человека. У него было не мало любопытных мыслей о Европе вообще и Германии в частности... Он очень интересовался Кафкой, Томасом Манном, любил "Волшебную гору". Я, правда, тоже немало читал Кафку и был одержим общими с Нильсом идеями. В ту Европу нас увлекала фантазия. Правда, поначалу мы с Нильсом хотели осуществить экранизацию одной книги, но так и не выкупили права; в итоге появился ряд фильмов по оригинальным сценариям.
Может, это связано с разговорами об объединении Европы? Что вы вообще думаете об этом проекте?
Для людей моего поколения такое объединение было кошмарной идеей - мы считали, что речь идёт о проекте богачей, которые хотят заработать ещё больше денег, а простые люди при этом окончательно потеряют значение. Но вот что интересно: в последнее время я неоднократно встречал людей из Германииили Франции, которые настаивают на противоположной точке зрения. В основном молодёжь. Так вот, по их мнению, именно объединение Европы может избежать этих опасностей. Безусловно, объединение - вешь хорошая, но, с другой стороны, когда создаёшь большой союз, мнения многих людей не учитываются, а, по-моему, это плохо.
Многие считают,что вы ненавидите Америку, но так ли это? Ведь ваша увлечённость американской темой свидетельствует, скорее, об обратном...
Мы многое знаем об Америке, многое видели, и глупо было бы утверждать, что всё это мне не нравится. Мне не нравятся некоторые американские политические деятели. Наверное, одни американцы пришлись бы лично мне по душе, а другие - нет. Невозможно и бессмысленно говорить, что любишь или ненавидишь ту или иную страну в целом. Но Америка особо интересна, поскольку претендует на то, чтобы быть Новым Миром: это само по себе потрясающе.
"Догвилль" называют антиамериканским фильмом. Вы согласны с этим определением?
"Антиамериканский" - сильно сказано. Я не чувствую, что мой фильм - антиамериканский. Да, я настроен критично по отношению к США, мне не нравится, как там обращаются со слабыми и бедными людьми, - за это отвечает государственная система. Однако к пропаганде близки только финальные титры под песню Девида Боуи, которые сопровождаются фотографиями времён Депрессии. Самое забавное, что все эти фотоснимки - собственность американского правительства; они сами фотографировали людей в те годы, а теперь эти кадры находятся в свободном доступе, никакого копирайта на них не стоит. Это замечательно интересно: самый антиамериканский материал есть плод деятельности самих американцев.
Если бы это зависело от вас, как бы вы хотели изменить Америку?
Прежде всего я бы избавился от оружия массового поражения. Потом начал бы кампанию "Освободите Америку!". Честно говоря, я удивлён тем, что так мало журналистов обвиняли меня в нападках на США. Это хорошо, потому что я не делал антиамериканский фильм. Как и в случае с "Танцующей в темноте", которая вовсе не была направлена против США. В моих фильмах нередко случаются ужасные вещи, где бы ни происходило действие.
Я хочу всего лишь спасти Америку! Поверьте, для меня это настоящая страна неограниченных возможностей, очень красивая, где живут хорошие люди. Но, по-моему, что-то в Америке не так. Дело не в Буше. Он, конечно, полный идиот, но я не думаю, что он самостоятельно принимает решения. Человек, который может обратиться к нации 11 сентября и сказать: "Ужасно, что эти люди погибли!" Кто, кроме американцев, сочтёт это достаточным? Президент констатирует, что случилось что-то ужасное... Я на месте американцев был бы разочарован. Но я не уверен... нет, я не уверен ни в чём. Кроме того, что не поеду в Америку.
Что, любопытно знать, вы думаете о теперешней деятельности американских кинорежиссёров - Стивена Спилберга или Джорджа Лукаса?
Когда-то они были хороши в своём деле, но сегодня не представляют никакой ценности.
А кто представляет - для вас? В той же Америке?
Я видел "Магнолию", и мне очень понравилось. Этот Пол Томас Андерсон - крайне интересный парень, и у нас в "Догвилле" играет несколько актёров из "Магнолии". Ещё мне нравятся фильмы Кассаветеса-мл.
А как вы относитесь к Девиду Линчу - вас, помнится, называли поначалу "европейским Линчем"?
Легко сказать, что на что похоже. Так скажешь, что всё вокруг нас - Девид Линч. Проблема в том, что если ты очень близок к кому-нибудь... Скажу я вам, что как журналист вы мне напоминаете другого журналиста. Вы, скорее всего, возненавидите: если вы делаете в той или иной степени одно и то же, теперь вы будете стремиться к чему-то другому. Я по Девиду Линчу с ума не схожу, мне он даже не нравится. может, мы слишком близки? Вот, скажем, если ты делаешь мебель - столы, например: для тебя очевидны отличия твоих столов от остальных, всякие детали... А люди вокруг тебя скажут: "Да это такой же стол, как остальные"...
2003 год.
|
|
|