Текст
«Обмер, обсчёт обвес»
К тому моменту, когда я решил посетить фильм Бертрана Блие, по отзывам в прессе я уже знал, что его работа «не настолько провокационная», «не настолько революционная» и «не настолько качественная», чтобы о ней можно было всерьёз говорить. А учитывая, что в качестве лота на торги выставлен символ сексуальности последних лет Моника Белуччи, возникает априорное подозрение, что режиссёр Блие злонамеренно «провальсировал» свой последний фильм.
Однако апостериори оказывается, что целью Блие было не только «повальсировать» с Белуччи (хотя отрицать его любование выразительной итальянкой было бы тоже опрометчивым утверждением). Смею предположить, что с рядом поправок на возраст и общую коммерциализацию национального кино Бертран Блие остаётся верен себе, а именно: остаётся тонким исследователем сферы интимных взаимоотношений в контексте. В качестве такого контекста выступает тотальный консюмеризм и маржинальный подход к построению личной жизни. Любовь как интимное счастье и единственное средство от постылых будней оказывается вопросом успешного размещения денежных средств, свалившихся на голову главного героя, тихого скромного (если не сказать обиднее) офисного работника. Он тратит выигранный джек-пот не на «деньги делают деньги» и не на пенсионное обеспечение своей одинокой безутешной старости, а на ухарское коротание времени в обществе прекраснейшей из прекраснейших, для чего заключает контракт с проституткой из ближайшего бара на зависть друзьям/соседям/собутыльникам. Моника Белуччи, чьи любовь, тело и свобода выступили предметом торга, призвана всеми техническими характеристиками (и как известно, весьма внушительными) утешить больное сердце спонсора и его изголодавшееся либидо. Здесь был риск загнать фильм в яму издержек старческого маразма о «неподкупности любви», «падении нравов» и т.д., но мудрый Блие к своим годам усёк: неважно, за что купили (кого сейчас не покупают?) – важно, что это даст и сколько прослужит. В итоге герой излечивается от сердечного недуга, а денежно-лирические отношения, продлившиеся не более десяти дней реструктурированы в финале картины в бессрочную категорию - «и жили они долго и счастливо». Сам Блие умудряется по ходу фильма, шутя и походя, генерировать неглупые житейские мысли, автором которых мог стать (без сомнения) только человек опытный, чей жизненный путь и опыт размышлений не могли не найти воплощения в философском взгляде на горячую лирику и трезвый расчёт. Режиссёр с резвостью моложавого шутника оперирует комическими средствами (чего не хватило тому же Аллену в «Матч-Пойнте»), начав с трагифарса и закончив комедией абсурда с элементами водевиля. При этом, с проворностью бывалого сутенёра Блие пользует всех, кто задействован в спектакле чувств и страстей – и проститутку Белуччи, и её новоявленного ухажёра, и старого любовника Депардье, и ещё кучу-две статистов, которые, исходя слюной, наблюдают за чужим счастьем. От этой равновесной вовлечённости персонажей в игру, модель мира обретает некую стройность и постоянство, а закономерные слабости представителей общества потребления кажутся ближе и признаются с меньшим внутренним сопротивлением. Деньги как рычаг всех телодвижений выявляют основную причину осложнения гендерных отношений – она не в материальной ущербности, а в непонимании партнёра, нежелании уступать, умерить свои прихоти, впустить в свой мир постороннего человека. Оказывается, что выигрывает не тот, кто предложит большую сумму (калым/откат/гонорар), а тот, кто сможет поддерживать у партнера иллюзию счастья, пусть даже путём плутовства. Это не столько обман, сколько самоотверженность и находчивость партнёра, готового на всё ради объекта любви. А любовь, та всё искупит - «благодаря любви люди освобождаются от всего темного, что загромождает их души, они идут к свету».
Я бы не позволил себе такой патетической концовки, но это уже не мои слова, а объяснения фильма самим Блие в недавнем интервью одной российской газете. Я бы сказал иначе - несмотря на умеренную слащавость и неумеренную меркантильность интриги, фильм несет толику того здравомыслия и просветления, которое наступает, когда всё взвесишь/измеришь/посчитаешь, выведешь сальдо и подготовишь решение, но потом - «забьёшь» на расчётный результат и сделаешь по-своему. По велению сердца или позыву дурости.
Просмотр: 12.08.2006, к/т «5 звёзд на Новокузнецкой».
Оценка – 4 (из 6).