
Елена Сибирцева
Авторы фильмов Шультес и Охотник режиссер Бакур Бакурадзе и соавтор сценариев Наиля Малахова – о кинообразовании вообще и своем обучении во ВГИКе в частности.
Читать далее
|
|
|
Ян Левченко
Кинематограф Робера Брессона вне времени, места и действия (110 лет со дня рождения мастера)
25 сентября 2011, 15-16
Робер Брессон
 Строго говоря, фильмы Брессона нельзя рецензировать. Хотя бы потому, что в них ничего не происходит – экранные события не имеют завершенного смысла. Фундаментальный закон репрезентации нарушен. Видимый мир существует здесь лишь затем, чтобы его преодолело умозрение.
В кино у Брессона нет ни предшественников, ни последователей. Это не означает его уникальности, так как данный девальвированный термин применяется ко всему подряд, как правило, в отношении наиболее стандартных, серийных предметов. В принципиально внесерийных опытах Брессона кинематограф подошел к пределу выразительного минимализма, способного к максимальной выразительности. Самое трудное в лучших картинах мастера – встреча с невыразимым. Не игра, не намек, не кокетливое умолчание, а непосредственная встреча и тяжелая работа. До Брессона кино делало ставку на позитивное выражение. Оно искало того, что можно изобразить, чтобы выразить. Брессон в одиночку решил проблему выражения негативного – того, что не нуждается в предметах, но сразу апеллирует к сущностям.
Такая установка требует сосредоточенности и дозированного темпа усилий. Начав свой путь в кино после тридцати, Брессон лишь к сорока годам осознал, что ему нужен его собственный кинематограф – как способ предъявления миру определенных вопросов. Ангелы греха (1943), снятые в соавторстве с Жаном Жироду, наметили путь развития итальянского неореализма в гораздо большей степени, чем вышедшая в том же году Одержимость Лукино Висконти, отработавшая, в свою очередь, эстетику еще не вполне осознанного нуара. О французском кинематографе этого времени принято говорить с некоторой досадой: довоенный поэтический реализм уже наскучил, классики вступили в период стабильности, суверенность эпохи неочевидна – она осознает себя как пассивный переход, чему способствует, конечно, положение Франции во II мировой войне. Толком никем не замеченный, но и не стремящийся к славе дебют Брессона продемонстрировал, что можно жить мимо потока, не вступая ни с кем в отношения суетного соперничества, никого не превосходя, не преодолевая, описывая не актуальные, но вечные проблемы. В этом смысле показательно, что Брессон прожил 98 лет, тем самым воплотив своеобразное инобытие XX века. Эпохе тотальной войны, крушения ценностей и кризиса самой идеи человечества он сопоставил чистую субъектность, "само-стояние" человека в ситуации испытания и выбора.
Читать далее

Любимый режиссер. Огромное спасибо за статью!
|
|