15 сентября исполняется 70 лет одному из самых ярких, интересных, значимых анимационных режиссеров не только России, но и мира –
Юрию Борисовичу Норштейну.
Создавать киноведческие тексты о Юрии Борисовиче Норштейне – дело гибельное. О нем написаны исследования и книги, сняты документальные фильмы, да и сам он в альбомах, лекциях, интервью и мастер-классах уже много раз рассказал о каждом своем кадре, о каждом образе и каждом техническом нюансе. Даже лаконичный компилятивный обзор всего этого наследия растекся бы на много страниц текста.
Тем более, что норштейновское кино все смотрят и видят по-разному, так что интерпретации расходятся от социальных до мистических. В каждой есть смысл, в каждой есть своя правда, и было бы сложно предпочесть одно мнение другому. Да и нет необходимости делать такой выбор, поскольку, как и человеческая личность, фильм вполне может в себе сочетать социальный текст с мистикой, личные воспоминания с символами-архетипами, культуроведческие элементы с непосредственными, спонтанными впечатлениями. По крайней мере, Норштейновские работы действительно вбирают в себя все вышеперечисленное – ничуть не теряя в своей цельности.
Фильмы у Юрия Борисовича очень разные. По крайней мере, на первый взгляд. Как поставить в один ряд
Лису и зайца со
Сказкой сказок, если первый – это красочная, всем известная, внятно изложенная сказка, а вторая – атмосферное, ассоциативное кино с замысловатым повествовательным строем и очень насыщенным образным рядом?