В Красноярском крае завершился десятый по счету Канский видеофестиваль, начинавшийся из-за созвучия названий киностолицы на Лазурном берегу и города Канска как шутка, но выросший в лучший, пожалуй, смотр короткого метра в России. Максим Кузьмин, продюсер фестиваля и проекта Future Shorts, занимающегося прокатом короткометражного кино в России, рассказал Ивану Чувиляеву, почему будущее кино за коротким метром и есть ли это будущее вообще.

Давай сразу в лоб: зачем нужно прокатывать короткий метр?
Очень просто – хотя бы потому, что с него все началось, им все и закончится. Короткий метр – это попросту идеальный формат высказывания, ничуть не маргинальный. Он сложный – да, но если человек способен высказываться лаконично, уместить то, что он хочет сказать в семь минут, значит он сможет сказать это же в полутора часах, в полном метре. В коротком метре живет поиск, здесь находится зона действительно интересного кино, экспериментов. По-моему, он по всем статьям выигрывает у "большого" кино.
Ну хорошо, спрошу по-другому. Вот есть такая институция, как Future Shorts. Она занимается прокатом короткого метра в виде блоков короткометражек или мини-фестивалей, которые катаются по городам и весям и даже собирают более-менее полные залы. Это единственный способ прокатывать короткометражки или все-таки этим фестивалям есть какая-то альтернатива?
Она в принципе другая. Ты еще имей в виду, что есть такое заблуждение – Future Shorts в мире якобы то же самое, что и в России. Это совсем не так. Дистрибуционная модель эта странным образом выжила только в России. А в остальных странах она выдохлась. И, например, Лондон, с которого все началось, давно уже переориентировался с собственно дистрибуции и проката на события, ивенты. И они на этом зарабатывают – собирают залы по несколько тысяч человек. А дистрибьюция сохранилась только в России. Но альтернатив, того, о чем ты спрашиваешь, нет – кинотеатры и киносети не будут покупать короткометражки и крутить их вместе с трейлерами. Были какие-то опыты, когда снимали короткометражки полноценные, как рекламу – и это было по-своему гениально. Но по-настоящему же система проката везде одинакова. Можно идти кондово – просто сделать фильм, пойти на кинорынок и ждать, кто же его купит. Или ты обзваниваешь тысячу кинотеатров и рассчитываешь на тридцать экранов, которые его возьмут. А есть более тонкая система, когда не в кинотеатрах дело, а в пространстве. Когда каждый показ в каждом городе воспринимается как отдельный фестиваль, и ты сетку выстраиваешь самолично, прикладывая максимум усилий, чтобы это произошло. И в каждом городе Future Shorts происходит не как прокат, а как отдельное событие.
Читать далее