Фредерик Уайзман, юрист по образованию, начал снимать документальные фильмы в 1967 году - ему было уже 37 лет. Он снимает до сих пор. Его имя почти неизвестно обычному зрителю - трудно стать звездой, бесстрастно документируя работу американских государственных институций. За его дебютом
Безумства в Титикате ходит слава "единственного фильма, запрещенного к прокату в США по иным причинам, нежели непристойность или угроза национальной безопасности".
Документалист Фредерик Уайзман рассказывает о свободе слова, сложностях и о том, что не так с
Майклом Муром.

Прошло сорок лет с момента выхода
Безумств в Титикате, тяжелого, задевающего за живое документального фильма о лечебнице для душевнобольных преступников. Картины жестокого обращения с людьми и халатности водопадом обрушились на аудиторию премьерного показа. Особенно поражала дикая сцена насильственного кормления голого заключенного. Его кормят через нос, и охранник велит ему "жевать пищу"; трубка смазана жиром, а врач дымит сигаретой прямо над воронкой.
Но, пожалуй, самая гротескная деталь фильма – это название, позаимствованное из ежегодного ревю, что устраивают заключенные вместе с охранниками. (Оригинальное название фильма -
Titicut Follies. В переводе с английского "follies" – "варьете", "ревю", или как множественное число существительного "folly" – "безрассудство", "безумие", "глупость". –
Прим. переводчика.) Ревю обрамляет фильм: открывает его шеренга психов, помпезно исполняющих Strike Up the Band ("Пусть гремит оркестр"), в финале же они распевают So Long for Now ("Пока прощай"). Получается странное, полное черного юмора представление – Зигфилд пополам с бедламом.
Этот фильм стал не только поворотным пунктом в истории журналистики, но и знаковым произведением искусства. Благодаря ему Массачусетское исправительное учреждение в городе Бриджуотер приобрело славу самого неблагополучного сумасшедшего дома страны. Сегодня это один из знаменитейших документальных фильмов 1960-х. Кроме того, он примечателен по двум причинам, не имеющим отношения к его заслугам. Этот фильм - дебютная работа режиссера Фредерика Уайзмана, бывшего преподавателя юриспруденции, который в возрасте 37 лет приступил к созданию ряда глубоких и сложных фильмов. И это единственный фильм в истории США, запрещенный не по причинам непристойности и не от того, что считался угрозой национальной безопасности.
Сотрудники лечебницы помогали Уайзману во время съемок, и им, как он утверждал, фильм сначала понравился. Но когда выяснилось, что широкая публика пришла от него в ужас, администрация обернулась против фильма, заявляя, что он нарушает право на неприкосновенность личной жизни заключенных и потребовала его запрета. (Проводя параллели с сегодняшним днем, представьте, что подобные аргументы применяются к фотографиям из Абу Грейба.)