Второй фильм режиссера Апичатпонга Вирасетакуна
Благословенно ваш в 2002 году получил главный приз программы "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля, и с тех пор каждая работа режиссера становится событием для мировой кинообщественности. В 2010 картина
Дядюшка Бунми, который помнит свои предыдущие жизни была удостоена каннской "Золотой пальмовой ветвaи"
В "обзоре обзоров", подводящем итоги нулевых,
Андрей Плахов замечает: "По рейтингам нулевых годов А. Вирасетакун идет в авангарде мирового кинопроцесса, во многом опережая его, и становится главным режиссером современности".
Из-за трудностей произношения экзотических имени и фамилии режиссер первое время представлялся европейцам как Джо. К началу десятых критикам удалось запомнить, как выговаривать имя тайца ("л" на конце фамилии произносится как "н"), но так и не удалось дать сколько-нибудь внятного объяснения уникальности
Вирасетакуна.
Так, в появившейся в 2009 монографии (Apichatpong Weerasethakul, edited by James Quandt, FilmmuseumSynemaPublikationen vol. 12, Vienna, 2009.)
читаем: "Критики настаивают на том, что кино Апичатпонга – это что угодно кроме собственно кино. Скорее это поэзия, живопись, сновидения, миражи – парящая, эфемерная взвесь экзотических знаков, блуждающих в море значений".
Отсутствие повествовательной структуры, неприятие идеи кинематографа как аттракциона, связь с эстетикой современного искусства… Сам режиссер признается, что любит читать критику на себя, для него она – источник новых версий смыслов его фильмов.
Никакие внятные объяснения в случае Вирасетакуна попросту невозможны. Фильмы тайца едва ли поддаются суждениям – но поддаются исследованиям. Понимание приходит в процессе размышлений, ускользает и вновь обретается.