Терри Гиллиам с самого начала своего творчества не вписывался в общепринятые рамки. Он не только всегда снимал необычные фильмы, которые вызывали продолжительные общественные дискуссии, но и сам с удовольствием высказывается по любым спорным вопросам, не стесняясь попутно критиковать своих коллег по цеху. Пока изумленные поклонники кино переживают столкновение с недавно вышедшим в прокат последним фильмом Гиллиама - Воображариум доктора Парнаса - мы вспомним, как создавался один из самых известных фильмов английского визионера. В приведенной ниже главе из книги "Терри Гиллиам: интервью", выпущенной Издательской Группой "Азбука-классика" в серии "Арт-хаус", режиссер обстоятельно рассказывает о создании теперь уже классического фильма Бразилия. Синематека выражает признательность Александру Гузману за помощь в подготовке публикации.

Бразилия стала переломным моментом в вашей карьере. До этой картины вас можно было с большей или меньшей натяжкой считать беглым "пайтоном"; после стало ясно, что вы режиссер с большими амбициями — кое для кого, наверное, даже со слишком большими, особенно когда вспомнишь донкихотскую битву за режиссерские права, которую вы вели со студией "Юниверсал". Но ведь Бразилия обдумывалась в течение долгого времени, не так ли?
У меня была куча идей, общее понимание истории, которую я хотел рассказать, то есть довольно беспорядочный набор сцен страниц на сто. Сначала я стал работать над этим с Чаком Элверсоном, который был автором сценария на "Бармаглоте", но через пару недель стало ясно, что мы с ним движемся немного в разных направлениях. Все это привело к ссоре, разрыву отношений — ситуация была неприятная. В конце концов мы договорились, что в конечном варианте останется только одна сцена, близкая к тому, что он написал, — это сцена в ресторане. Потом я все это на некоторое время отложил, потому что дело продвигалось как-то очень болезненно. Однажды я шел по улице и услышал, как кто-то упомянул Тома Стоппарда. И я вдруг подумал, как замечательно мы бы сработались: его навыки визуализации и мое чувство слова! Мы встретились, и он начал доводить сценарий до ума. Например, ошибочный арест как событие там уже был, но Том придумал фамилию и путаницу с первой буквой, Баттл/Таттл, которая соединяет двух персонажей. Такие вещи получались у него блестяще.
Читать далее