
Финал Венецианского фестиваля - умышленно или нет - получился ударным. Начнем с того, что вторым фильмом-сюрпризом конкурсной программы стала лента Лола вчерашнего "резидента" Канна, филиппинца Брилланте Мендозы, который всего четыре месяца назад получил на набережной Круазет приз за режуссуру фильма Резня. Лола - не чета кровавой Резне в отношении мрака и насилия: главными героинями этого фильма стали бабушки двух бедных манильских семейств. Тем не менее, старушек, как и сюжет фильма, приводит в движение убийство: внук одной бабульки зарезает внука другой при попытке насильственного отъема мобильного телефона. Одна семья два часа экранного времени ищет деньги на похороны своего родственника, параллельно ей другая занимается тем же, но для того, чтобы попытаться полюбовно договориться с бабушкой жертвы Лолой - как оказалось, на Филиппинах даже за убийство судят лишь в случае, если родстенники убитого имеют претензии к родне убийцы.
Надо сказать, что каннских отборщиков не раз критиковали за Мендозу, который уже дважды оказывался в конкурсной программе самого знаменитого фестиваля благодаря протекции французских продюсеров, хотя его фильмы мало кого восхищают. Критика эта не беспочвенна - коньюнкутурная составляющая в его фильмах однозначно присутствует, но из-за неё фильм вполне способен заменить турпоездку на Филиппины тем, кто боится летать, не собрал денег или просто не заинтересован убить отпуск в далекой азиатской стране. Кадры Лолы - альтернативный туроператорскому ролик экзотической страны: колоритные кварталы нищих хижин, нависших над рекой, стихийные дорожные рынки, регулярный тропический дождь, забавные местные маршрутки, трэшовая телеигра "Debit or Credit" и критический взгляд на системы социальной и силовой защиты населения. Однозначный плюс фильма Мендозы - очень красивая картинка в очень сложных условиях съемки (чаще всего это тесные, замкнутые, плохоосвещенные помещения). Такой же безоговорочный минус - история не погружает в себя и картинка остается лосниться на поверхности зрительского сопереживания.
Читать далее