
На пресс-конференции, состоявшейся после показа в конкурсе 62-го Каннского кинофестиваля исторической драмы Белая лента, австрийского режиссера Михаэля Ханеке встречали продолжительными аплодисментами. В беседе с журналистами автор раскрыл отдельные аспекты своего творческого метода, сохранив при этом некоторую недосказанность в отношении возможных толкований картины.
В: Что заставило вас сделать главной темой фильма жизнь немецкой деревни накануне Первой мировой войны?
О: Я работал над этим проектом больше десяти лет. Моим намерением было показать на примере группы детей, как усваиваются прививаемые им абсолютные ценности. Если любой принцип или идеал, политический или религиозный, возводится в абсолют, он становится бесчеловечным и приводит к терроризму.
У фильма было еще одно название Справедливая рука Бога, которое указывало на то, что дети применяют привитые им моральные нормы буквально, карая тех, кто не разделяет их убеждения. Вместе с тем этот фильм рассказывает не только о фашизме – такое толкование было бы слишком упрощенным, несмотря на то, что действие происходит в Германии – но об определенной системе воспитания и всеобщей проблеме искажения идеалов.
Читать далее