
Антон Сазонов
Профессиональный фигурист Андрей Грязев ворвался в мир кино одним прыжком. Антону Сазонову стихийно талантливый режиссер рассказал о том, какое место в его жизни занимают фигурное катание и кино, как он находит героев для своих фильмов и что собирается делать дальше.
Читать далее
|
|
|
|
|
31 мая 2009
Фабьен Лемерсье Перевод: Ольга Надольская
 На пресс-конференции, состоявшейся после показа в конкурсе 62-го Каннского кинофестиваля исторической драмы Белая лента, австрийского режиссера Михаэля Ханеке встречали продолжительными аплодисментами. В беседе с журналистами автор раскрыл отдельные аспекты своего творческого метода, сохранив при этом некоторую недосказанность в отношении возможных толкований картины.
В: Что заставило вас сделать главной темой фильма жизнь немецкой деревни накануне Первой мировой войны?
О: Я работал над этим проектом больше десяти лет. Моим намерением было показать на примере группы детей, как усваиваются прививаемые им абсолютные ценности. Если любой принцип или идеал, политический или религиозный, возводится в абсолют, он становится бесчеловечным и приводит к терроризму.
У фильма было еще одно название Справедливая рука Бога, которое указывало на то, что дети применяют привитые им моральные нормы буквально, карая тех, кто не разделяет их убеждения. Вместе с тем этот фильм рассказывает не только о фашизме – такое толкование было бы слишком упрощенным, несмотря на то, что действие происходит в Германии – но об определенной системе воспитания и всеобщей проблеме искажения идеалов.
Почему вы решили сделать этот фильм черно-белым?
Все известные изображения конца XIX и начала XX веков существуют в черно-белом варианте из-за носителей информации (фотография, газеты), в то время как, к примеру, XVIII век мы воспринимаем в цвете, благодаря живописи и фильмам, которые мы видели. Мне нравятся черно-белые фильмы, и я с радостью ухватился за возможность снять такой фильм. Черно-белое изображение позволило мне так же, как и использование рассказчика, создать эффект дистанции. Всегда важно найти подходящее средство для раскрытия той или иной темы.
Темы насилия и вины вновь вернулись в ваше творчество?
Я исследую эти темы во всех своих фильмах. В нашем обществе проблема насилия является неизбежной. Что касается вины, я вырос в иудейско-христианской среде, где эта тема присутствует повсеместно. Вам не нужно совершать дурные поступки, чтобы испытывать чувство вины: это часть нашей повседневной жизни.
В фильме Белая лента присутствует множество действующих лиц. Как вы отбирали актеров и работали с ними?
Распределяя роли, я искал лица, которые имели сходство с фотографиями того времени. За шесть месяцев мы посмотрели больше семи тысяч детей. Задача была тем более сложной, что первостепенное значение в данном случае отводилось не внешности, но таланту. На взрослые роли я пригласил тех актеров, с которыми работал раньше или с чьими работами я был знаком. Что касается взаимодействия с актерами, я уделяю этому внимание только, если мне что-то не нравится. При условии правильного распределения ролей персонаж сам раскрывается в ситуации.
Сюжет фильма вызывает больше вопросов, чем ответов.
Здесь нечего объяснять. Я взял себе за правило ставить вопросы, предельно четко изображать ситуацию и рассказывать историю так, чтобы зрители могли найти ответы самостоятельно. С моей точки зрения, обратный метод непродуктивен, при нем зрители не выступают сообщниками режиссера. Я прилагаю большие усилия, чтобы добиться ответной реакции. Я думаю, задача искусства состоит в том, чтобы задавать вопросы, а не предлагать готовые ответы, которые представляются мне сомнительными, если не сказать опасными.
© Cineuropa.org
Материлы по теме:
Победитель Каннского кинофестиваля - Белая лента Михаэля Ханеке
Канн-2009. В будущее по кроваво-красной дорожке
|
|
|