
Елена Сибирцева
Авторы фильмов Шультес и Охотник режиссер Бакур Бакурадзе и соавтор сценариев Наиля Малахова – о кинообразовании вообще и своем обучении во ВГИКе в частности.
Читать далее
|
|
|
Алексей Коленский
Улыбка, которая потрясла мир
15 октября 2008, 12-52
Лиллиэн Гиш
 "Ги-и-иш, мии-исс Ги-и-иш" - дразнился несносный Гриффит. Ниже всех фаворитов неутомимый фантазер и изобретатель киноискусства, ставил ближайшие к себе светила – бессмертных сестричек Лилиан и Дороти Гиш. Режиссер, усеявший небосвод первыми пригоршнями кинозвезд, был сведущ в магии света, ритма и монтажа, как никто другой в раннем Голливуде, но в друзьях и женщинах он разбирался куда хуже. В силу этого порока патриархального южного джентльмена к 55 годам художник лишился денег, деловой репутации и работы, сохранив самое ценное – славу волшебника, освятившего белый экран первым вдохновением и первой загадочной улыбкой кинематографа. Улыбку звали Лилиан (слава резвушки Дороти радостной виньеткой завилась у имени талантливейшей сестры). Старшая Гиш - самый хрупкий и драгоценный бутон в оранжерее первых кинозвезд, воздвигнутой и расцвеченной гением Дэвида Гриффита. Чтобы разглядеть Лилиан, следует приблизиться к этому величественному сооружению. Это долгий, извилистый, головокружительный путь.
Узколицый, горбоносый, губастый и долговязый Дэвид увидел свет в 1875 году на кентуккийской ферме, поднявшейся из пепелища родовой усадьбы бывшего аристократа и полковника фермера Джейкоба Гриффита. Досуг семьи составляло домашнее чтение Шекспира и Диккенса. Потеряв кормильца, мать и сыновья в поисках заработка переехали в ближайший городок Луисвилль, где Дэвид дебютировал на любительской сцене. Одновременно он взялся за перо, позже прибился к бродячей труппе и оказался в Нью-Йорке 1906 года. Осознав, что провинциалу не пробиться на сцену метрополии, Гриффит решительно нырнул на самое дно артистического мира – на фабрику Эдисона, производившую микро-фильмы для демонстрации в первых кинотеатрах-пятицентовиках – "Никель-одеонах". Эдисон не нуждался в сценаристах, но Гриффита выручила фактура и сценический опыт – здесь он дебютировал как актер. Продав пару дюжин сюжетов конкурентам изобретателя кинетоскопа - студии "Байограф" – однажды он заменил приболевшего режиссера. Дебют оказался более чем успешен. Похищение Долли - печальная комедия о выкраденном цыганами ребенке - была снята за два июньских денька 1908 года на 65 долларов, продавалась прокатчикам по 100 долларов за одну копию. Спустя пару недель скороспелый постановщик перевоплотился в бессмертного художника – это произошло в тот момент, когда Гриффит укрупнил сентиментальный сюжет выразительным крупным планом лица исполнителя.
Читать далее

|
|