
Антон Сазонов
Профессиональный фигурист Андрей Грязев ворвался в мир кино одним прыжком. Антону Сазонову стихийно талантливый режиссер рассказал о том, какое место в его жизни занимают фигурное катание и кино, как он находит героев для своих фильмов и что собирается делать дальше.
Читать далее
|
|
|
Виктор Зацепин
Церемониймейстер фарса
12 августа 2008, 20-15
 Экспериментальный перевод на русский фамилии Шванкмайера дает словосочетание, которое вынесено в заголовок этот заметки и в какой-то мере приближается к миру его работ. В конце 60-х чешский гений уже полностью состоялся в таких работах, как Сад, Пикник с Вайсманом, Квартира.
В фильме Сад двое друзей едут в загородный дом, который окружен живой изгородью. Она состоит из людей, держащихся за руки. Люди самые разные – молодые и старые, мужчины и женщины, в головных уборах или без, но абсолютно безо всякой личной предыстории. Теперь они плотным кольцом окружают дом, сад и крольчатник пожилого владельца участка. Метафорой чего являются люди и кролики? Или игра "камень-ножницы-бумага"? Почему в изгороди нет детей? Здесь Шванкмайер как нельзя более близок к Бунюэлю – обыденное, при неуловимой смене угла зрения, становится метафорой, которую можно истолковать примерно 10 разными способами. Гость загородного дома требует тех же объяснений, что и зритель и здесь-то и начинается самое интересное в фильме. Поэтому самое время отложить рассказ о нем до завтрашнего утра, и начать говорить про что-то совершенно другое.
Читать далее

 
Короткий метр Шванкмайеру, бесспорно, дается лучше, чем полный. Несмотря на то, что много смотрел из короткометражек, "Сад", "Замок Отранто" и еще несколько вещей пока ускользают.
"Квартиру" и "Пикник" смотрел: наверное, самые емкие его работы. Если "Квартира" - это клаустрофобная социальная притча, то "Пикник" - проникновение в суть постмодернизма еще до его концептуального оформления. Поединок человека с интерьером, с вязкой агрессивной вещной средой, когда Шван-р в ударе, достигает глубины сартровской "Тошноты".
Когда Вы спросили меня, что меня раздражает в постмодернизме, я не ответил, думая ответить цитатой, но так и не смог подобрать.
Вообще, конечно, так задерживать с ответом - не в какие ворота... Извините, пожалуйста. Постараюсь отвечать сразу.
Ничего меня в постмодернизме не раздражает: если бы он был локальной концепцией, тогда, возможно. А поскольку мы все в нем варимся, поскольку он стал всеобъемлющим - раздражаться нечего, что положение дел таково. Но могу сказать, что, на мой взгляд, делает существование в этой среде невыносимым (лично для меня и думаю для многих) - это легитимация лжи, т.н. "равноправие истин". Во-вторых, и это для меня невыносимо еще больше, - тотальная публичность, прозрачность приватных сфер жизни, "принуждение к дискурсу" (как выразился Фуко) в отношение самого интимного.
Мне всегда, казалось, что "С широко закрытыми глазами" - именно об этом, о насилии всепронзающего похотливого взгляда эпохи агрессивной сексуальности, разрушающего приватную сферу жизни. Интимная жизнь - это тайна двоих, сокрытая от всех. Но наша эпоха принуждает говорить о ней, расчленять тайну, мерить брак арифметикой оргазмов, создает болезненную атмосферу неуверенности супругов друг в друге и тотальной подозрительности. Вот что меня не раздражает, а ужасает, ибо обратного пути уже нет и не будет.
|
Цитата из сообщения korobejnik
Короткий метр Шванкмайеру, бесспорно, дается лучше, чем полный. Несмотря на то, что много смотрел из короткометражек, "Сад", "Замок Отранто" и еще несколько вещей пока ускользают.
"Квартиру" и "Пикник" смотрел: наверное, самые емкие его работы. Если "Квартира" - это клаустрофобная социальная притча, то "Пикник" - проникновение в суть постмодернизма еще до его концептуального оформления. Поединок человека с интерьером, с вязкой агрессивной вещной средой, когда Шван-р в ударе, достигает глубины сартровской "Тошноты".
Когда Вы спросили меня, что меня раздражает в постмодернизме, я не ответил, думая ответить цитатой, но так и не смог подобрать.
Вообще, конечно, так задерживать с ответом - не в какие ворота... Извините, пожалуйста. Постараюсь отвечать сразу.
Ничего меня в постмодернизме не раздражает: если бы он был локальной концепцией, тогда, возможно. А поскольку мы все в нем варимся, поскольку он стал всеобъемлющим - раздражаться нечего, что положение дел таково. Но могу сказать, что, на мой взгляд, делает существование в этой среде невыносимым (лично для меня и думаю для многих) - это легитимация лжи, т.н. "равноправие истин". Во-вторых, и это для меня невыносимо еще больше, - тотальная публичность, прозрачность приватных сфер жизни, "принуждение к дискурсу" (как выразился Фуко) в отношение самого интимного.
Мне всегда, казалось, что "С широко закрытыми глазами" - именно об этом, о насилии всепронзающего похотливого взгляда эпохи агрессивной сексуальности, разрушающего приватную сферу жизни. Интимная жизнь - это тайна двоих, сокрытая от всех. Но наша эпоха принуждает говорить о ней, расчленять тайну, мерить брак арифметикой оргазмов, создает болезненную атмосферу неуверенности супругов друг в друге и тотальной подозрительности. Вот что меня не раздражает, а ужасает, ибо обратного пути уже нет и не будет.
|
А мне из полного метра очень понравились "Полено" и "Урок Фауста" - первое просто восхитительно, по-моему
про уравнение истин мне не совсем понятно - вот про конфликт каких-то секулярных вещей с внутренними как-то яснее, но это тоже всегда было
да и глобальная ложь всегда была, вспомнить хотя бы крестовый поход детей
о разрушении какой именно иерархии вы говорите? кто заставляет вас говорить о вашей личной жизни?
я вот считаю, что вечные истины - они все-таки вполне поверяются интроспекцией, и хорошо, когда есть на нее время, и общество хороших книг, да и фильмов, этому весьма способствует (так что в этом смысле я оптимист, верю в союз разума и интуиции и тд)
а ШЗГ, по-моему, все-таки больше про мужское и женское в любви, у женщин это как стихийное бедствие (хотя глупо раскрывать в таких пошлых метафорах такое мощное произведение)
|
|