
Антон Сазонов
Профессиональный фигурист Андрей Грязев ворвался в мир кино одним прыжком. Антону Сазонову стихийно талантливый режиссер рассказал о том, какое место в его жизни занимают фигурное катание и кино, как он находит героев для своих фильмов и что собирается делать дальше.
Читать далее
|
|
|
4 октября 2012 | 5589 просмотров |
Программа цикла кинопоказов "Уроки немецкого"

Программа цикла кинопоказов "Уроки немецкого"
Приближается к середине Год Германии в России. Уже можно делать первые выводы, подводить некоторые итоги и ... извлекать уроки.
Германская нация вошла в историю не только своими роковыми ошибками, историческими трагедиями, нравственными и социальными катастрофами, но также, что не менее важно, своей способностью и своим стремлением за эти ошибки расплатиться, своим умением извлекать уроки из последствий этих ошибок. Немцы свои уроки извлекли, выучили, оплатили и продолжают оплачивать. В разных сферах жизни: в политике, в экономике, в культуре, в искусстве, в частности - в кинематографе. Это делает честь любой нации – и этому стоило бы поучиться тем, кто забывает о своем прошлом, едва только "сегодня" превращается во "вчера", тем, кто не умеет или не желает нести личную и национальную ответственность перед историей и перед человечеством, частью которой является каждая нация.
"Уроки немецкого" - так называется цикл показов, который Государственный центральный музей кино и Институт им. Гете откроют 11 октября 2012 года на площадке Немецкого культурного центра. До конца Года Германии в России (то есть до июня 2013 года) планируется показ ряда игровых и документальных фильмов из коллекции Института им. Гете на немецком языке с переводом на русский или с русскими субтитрами, чтобы их могли смотреть как те, кто в разной степени владеет немецким языком, так и те, кто немецкого не знает, но неравнодушен к немецкой культуре, к немецкой истории и к ее урокам.
До Нового года зритель увидит первую часть цикла – игровые и документальные фильмы, рассказывающие о времени национал-социализма в Германии и о разных формах сопротивления или конформизма.
Приглашаем вас присоединиться к нашим показам с тем, чтобы два раза в месяц по четвергам иметь возможность учить "уроки немецкого".
Государственный центральный музей кино
11 октября, четверг, 19:00
Документальный фильм
Сестра Софии. Sophies Schwester
Режиссер - Ханна Лаура Клар
2006, 52 мин.
Элизабет Шолль – младшая сестра известных антифашистов Софии и Ханса Шолль, активистов антигитлеровской подпольной молодежной группировки "Белая роза", казненных нацистами в 1943 году. Элизабет Шолль вспоминает о своих брате и сестре, о своей семье, о страшном времени национал-социализма.
25 октября, четверг, 19:00
Художественный фильм
Белая роза. Die Weisse Rose
Режиссер – Михаэль Ферхофен
1982, 123 мин.
Невероятно трогательная и щемящая история молодежного антигитлеровского подпольного кружка, члены которого – юные студенты мюнхенского университета, не побоялись оказать сопротивление скотскому режиму национал-социалистов в начале 1940-х годов.
8 ноября, четверг, 19:00
Документальный фильм
2 или 3 вещи, что я знаю о нем
Режиссер – Мальте Лудин
2005, 85 мин.
Фильм-воспоминание одной немецкой семьи, многоголосые дебаты на исторические и семейные истины. В центре внимания — Ханс Лудин, амбициозный нацистский чиновник, в то же время глава огромного семейства. В 1941-ом году направленный лично Гитлером в Словакию, Ханс Людин являлся там послом и дипломатом, представлявшим интересы Рейха. 9 декабря 1947 года он был приговорен к смертной казни как военный преступник и казнен в Братиславе. Режиссер фильма Мальте Лудин — младший сын Ханса. Он родился в 1942 году и совсем не знал своего отца, мрачная история которого в итоге легла вездесущей тенью на жизнь огромной семьи, в которой все это время хранилась лишь непоколебимая клятва молчания. Режиссер Мальте Лудин предстает как один из главных героев в проекте, который сам и инициировал, он не останавливается на воспоминаниях и документах, а идет дальше и лицом к лицу встречается с жертвами своего отца. Премьера картины состоялась на 55-ом Берлинском Кинофестивале, затем фильм вышел в прокат в Германии.
22 ноября, четверг, 19:00
Художественный фильм
Хануссен
Режиссер - Иштван Сабо
1988, 130 мин.
Историческая драма, заключительная часть так называемой "немецкой трилогии" Сабо ("Мефисто" — "Полковник Редль" — "Хануссен"). Во время Первой мировой войны солдат австро-венгерской армии Клаус Шнайдер (Клаус Мария Брандауэр) получает ранение в голову и после этого начинает проходить курс восстановления у доктора Беттельхайма (Эрланд Юзефсон). Вскоре врач обнаруживает, что вследствие перенесённого ранения у Шнайдера развились поразительные способности предсказывать будущее и читать мысли других людей. Уже после окончания боевых действий Клаус выбирает себе псевдоним Хануссен и перебирается в Берлин, где начинает давать платные представления и таким образом приобретает известность. Тем временем в Веймарской республике всё большую силу набирает нацистское движение, и Хануссен оказывается втянутым в немецкие политические реалии того времени.
6 декабря, четверг, 19:00
Документальный фильм
Женщина и 5 ее слонов
Режиссер – Вадим Ендрейко
2009, 93 мин.
Пятью слонами героиня фильма Светлана Гайер, известная в Германии переводчица, называет пять романов Достоевского, которые она перевела на немецкий язык. Уникальная женщина, Светлана Гайер продолжает работать даже в свои 85 лет, иронизируя, что просто слишком стара, чтобы менять распорядок жизни. В ее жизнь вмешивались драматические события европейской истории. В сопровождении съемочной группы она впервые более чсем за полвека решается на путешествие в город своего детства — Киев.
13 декабря, четверг, 19:00
Художественный фильм
Девятый день
Режиссер – Фолькер Шлёндорф
2004, 98 мин.
Анри Кремер (Ульрих Маттес) в числе других католических священников Люксембурга оказывается в концентрационном лагере Дахау. В январе 1942 года он неожиданно получает "отпуск" на девять дней и возвращается в родной город. От местного руководителя СС Гебхардта (Аугуст Диль) он узнаёт, что это произошло не случайно: нацистское начальство желает, чтобы он повлиял на епископа Филиппа (Хильмар Тате) и склонил его к выступлению в поддержку "новой политики" партии в отношении религии. Зная, что от его решения зависит судьба его близких и товарищей по заключению, Анри оказывается перед непростым выбором: спасти себя и друзей путём предательства своих идеалов или, несмотря ни на что, сохранить им верность.
Страница проекта: www.facebook.com
Адрес: Немецкий культурный центр им. Гете в Москве, Ленинский проспект 95 а
Das Programm des Zyklus der Filmvorführungen "Die Deutschstunden"
Wir sind fast der Mitte des Deutschen Kulturjahres in Russland. Wir können schon die ersten Schlussfolgerungen machen, wir haben schon einige Deutschstunden gehabt und gelernt.
Die deutsche Nation ist nicht nur durch die schicksalhafte Fehler, historische Tragödien, moralische und soziale Katastrophen in der Geschichte bekannt, sondern auch, was nicht weniger wichtig ist, durch ihre Fähigkeit und Streben für diese Fehler zu zahlen, ihre Schuld zu büßen. Die Deutschen haben ihre historische Deutschstunden erlernt, erlebt, überstanden und überlebt, gebüßt und büßen immer weiter. In verschiedenen Gebieten des Lebens: in der Politik, in der Wirtschaft, in der Kultur, in der Kunst, unter anderem - in der Filmkunst. Das macht die Ehre und Würde einer Nation, und alle andere Nationen und deren Vertreter müssen auch diese Deutschstunde durchmachen und sich aneignen, besonders die, die Vergangenheit vergessen, soblad sich "Heute" in "Gestern" verwandelt, wer nicht weisst oder wünscht nicht zu wissen, die persönliche und nationale Verantwortung vor der Geschichte und vor der Menschheit zu tragen.
"Die Deutschstunden " - so heißt der Zyklus der Vorführungen, das Staatliches Zentrales Filmmuseum und das Goethe-Institut am 11. Oktober 2012 im Saal des Deutschen Kulturzentrums öffnen. Bis zum Ende des Deutschen Kulturjahres in Russland (das heißt bis zum Juni 2013) haben wir vor, die Spiel- und Dokumentarfilme aus der Sammlung des Goethe-Institutes vorzuführen. Die Filme werden mit einer Übersetzung ins Russische oder mit den russischen Untertiteln vorgeführt, so dass diese Filmreihe die Zuschauer mit ganz verschiedenen Deutschkenntissen sehen können, wie auch die, die kein Deutsch beherrschen, aber zur deutschen Kultur, zur deutschen Geschichte und zu ihren Stunden nicht gleichgültig ist.
Bis zum Neuen Jahr werden die Zuschauer den ersten Teil der Spiel- und Dokumentarfilme sehen, die von der Zeit des Nazional-Sozialismus in Deutschland und von verschiedenen Formen des Widerstands oder des Konformismus erzählen.
Wir laden Sie ein, sich an unsere Vorführungen zwiemal im Monat donnerstags anzuschließen, um die Möglichkeit zu haben, "die Duetschstunden" mitzumachen.
Das Staatliche Zentrale Filmmuseum
11. Oktober, Donnerstag, 19:00
Dokumentarfilm
Sophies Schwester
Regiei – Hanna Laura Klar
2006, 52 Min.
Sophies Schwester – das ist Elisabeth Scholl, deren jüngere Geschwister Hans und Sophie 1943 hingerichtet wurden, weil sie sich dem NS-Regime widersetzt hatten. Inge Scholl wusste nichts vom Widerstand ihrer Geschwister. Doch sie begab sich umgehend auf eine private Spurensuche und avancierte damit nach 1945 zu einer ebenso einflussreichen wie prominenten Aktivistin in der bundesrepublikanischen Erinnerungs- und Gedenkkultur an den Widerstand im "Dritten Reich". Hanna Laura Klar hat darüber einen erhellend-aufregenden Film gemacht. Sie kann eindrucksvoll zeigen, wie familiäre Erinnerungen konstruiert wurden, wie sie sich im Laufe der Zeit veränderten, wie und wann sie sich gegen konkurrierende Widerstands-Erzählungen durchsetzten und das öffentliche Gedenken prägten. Die Geschichte der Weißen Rose wird damit in die Zeit nach 1945 verlängert und als faszinierendes Lehrstück präsentiert: Selbst spektakuläre Taten wie die Flugblatt-Aktion Hans und Sophie Scholls in der Münchener Universität finden im kollektiven Gedächtnis nur dann einen Platz, wenn sie Fürsprecher finden, die sie immer wieder neu zum aktuellen politischen und gesellschaftlichen Zeitgeist in Bezug setzen.
25. Oktober, Donnerstag, 19:00
Spielfilm
Die weisse Rose
Regie – Michael Verhoeven
1982, 123 мин.
München 1942. Die Studentengruppe Weiße Rose, unter ihnen die Geschwister Scholl, ruft mit Flugblättern zum Widerstand gegen Hitler und sein Regime auf. Unter Lebensgefahr bringen sie Flugblätter in andere Städte, schreiben nachts Parolen wie „Nieder mit Hitler" an Häuserwände. Während sich die Schlinge der Gestapo immer enger um die Studenten zieht, knüpfen sie Kontakte zu anderen Widerstandsgruppen und sogar zu hohen Militärs. Anfang 1943 schlägt die Gestapo zu. Hans und Sophie Scholl werden im Hof der Münchner Universität verhaftet. Der Volksgerichtshof unter seinem VorsitzendenFreisler verurteilt sie zum Tode. Das Urteil wird am 22. Februar 1943 vollstreckt. Im Abspann weist der Regisseur darauf hin, dass die Todesurteile des Volksgerichtshofs zum Zeitpunkt der Fertigstellung des Films noch immer rechtsgültig waren. Erst 1998 wurden die Urteile des Volksgerichtshofs durch das Gesetz zur Aufhebung nationalsozialistischer Unrechtsurteile in der Strafrechtspflege aufgehoben.
8. November, Donnerstag, 19:00
Dokumentarfilm
2 oder 3 Dinge, die ich von ihm weiß
Regie – Malte Ludin
2005, 85 Min.
Die Familie eines Nazitäters, 60 Jahre nach Kriegsende. Längst ist die Wahrheit über die Vergangenheit des Vaters aktenkundig, aber unter seinen Verwandten wird sie beschönigt, geleugnet und verdrängt - mit all der Leidenschaft, zu der nur Familienbande fähig sind.
22. November, Donnerstag, 19:00
Spielfilm
Hanussen
Regie - István Szabó
1988, 130 Min.
Ein biografischer Film des ungarischen Filmregisseurs István Szabó aus dem Jahr 1988, der das Leben des Wahrsagers Erik Jan Hanussen– gespielt von Klaus Maria Brandauer – behandelt. Die deutsch-österreichisch-ungarische Koproduktion wurde auf deutscher Seite von der CCC-Film unter Artur Brauner und dem ZDF finanziert. Der Lokomotivführer Klaus Schneider wird während des Ersten Weltkriegs in ein Lazarett eingeliefert. Dort findet der Arzt Dr. Bettelheim heraus, dass der wegen Kopfverletzungen behandelte Schneider eine hellseherische Gabe besitzt. Nach dem Krieg trifft er Hauptmann Nowotny wieder, der im Krieg mit einem Fronttheater für Unterhaltung bei den Soldaten gesorgt hat. Nachdem er seinen Namen in Erik Jan Hanussen getauscht hat, wird er wegen der Voraussage des Untergangs eines Kreuzfahrtschiffes schlagartig berühmt. Nach einer Verhaftung und einem anschließenden Prozess wegen Hochstapelei wird er freigesprochen, da er vor Gericht seine besonderen Fähigkeiten vorführt. In Berlin, wohin er mit seiner Freundin Valery (genannt Wally) und Nowotny gezogen ist, bewegt er sich bei den „oberen Zehntausend". Als die Voraussage, Adolf Hitler werde zum Reichskanzler ernannt, tatsächlich eintritt, machen ihm Nowotny und Wally schwere Vorwürfe, da er zuvor immer darauf beharrt hat, ein unpolitischer Mensch zu sein. Bald darauf steigt er zum persönlichen Wahrsager Adolf Hitlers auf und will nicht merken, dass sein Freund Bettelheim in Schwierigkeiten gerät, da er Jude ist. Als er den Reichstagsbrandvoraussieht, wird er von den Nationalsozialisten zum Verräter erklärt, obwohl viele ihn für einen Nationalsozialisten gehalten haben, und in der Nacht vom 24. auf den 25. März 1933 von der SA ermordet, wozu wohl auch seine jüdische Herkunft beigetragen hat.
6. Dezember, Donnerstag, 19:00
Dokumentarfilm
Die Frau mit den 5 Elefanten
Regie - Vadim Jendreyko
2009, 93 Min.
Ein Dokumentarfilm aus der Schweiz und Deutschland aus dem Jahr 2009. Der Regisseur Vadim Jendreyko begleitet Swetlana Geier, eine der großen zeitgenössischen Übersetzerinnen russischer Literatur ins Deutsche, auf einer Reise an die Orte ihrer frühen Lebensgeschichte.
Der Film hatte am 26. April 2009 auf dem Dokumentarfilm Festival Visions du Réel in Nyon seine Schweizer Premiere. Seine Deutsche Premiere feierte der Film am 30. Oktober 2009 beim internationalen Filmfestival DOK Leipzig. In Österreich lief er zum ersten Mal beim Vienna International Film Festival am 24. Oktober 2009. Filmstart in Deutschland war am 26. Januar 2010. Swetlana Geier, eine der bedeutendsten Übersetzerinnen russischer Literatur ins Deutsche, war eine beeindruckende Frau mit großem Charisma. 2004 schloss sie ihr Hauptwerk ab, die Neuübersetzung der fünf großen Romane von Dostojewskij: Verbrechen und Strafe (1994), Der Idiot (1996), Böse Geister(1998), Die Brüder Karamasow (2004) und Ein grüner Junge (2006), die sie selbst als ihre „fünf Elefanten" bezeichnet. Als junge Frau arbeitete sie als Dolmetscherin für eine deutsche Firma im besetzten Kiew und verließ die Ukraine 1943, als die deutschen Truppen abziehen mussten. In ihrer Wahlheimat Deutschland entstand neben Lehrtätigkeiten an den Universitäten in Karlsruhe, Freiburg im Breisgau und Witten/Herdecke ihr beeindruckendes literarisches Werk. Bis ins hohe Alter kehrte sie nie mehr an die Orte ihres frühen Lebens zurück. Diese waren für sie unbetretbar. Denn ihr Vater wurde Opfer stalinistischer Säuberungen und ihre Jugendfreundin wurde zusammen mit 30.000 anderen Juden in der Schlucht von Babyn Jar umgebracht. Gegen Ende ihres Lebens kehrte Swetlana Geier an die Orte ihrer Geschichte in der Ukraine zurück, die sie bis dahin nicht hatte aufsuchen können. Der Film dokumentiert diese Reise. Dabei verknüpft Vadim Jendreyko die Lebensgeschichte der Übersetzerin mit ihrem reichen literarischen Schaffen und versucht zu ergründen, was die Faszination dieser beeindruckenden Frau ausmacht. Es entstand ein Film über die Verwandlung von Schrecken in Schönheit und über die behütende und rettende Kraft der Sprache.
13. Dezember, Donnerstag, 19:00
Spielfilm
Der 9. Tag
Regie - Volker Schlöndorff
2004, 98 Min.
Der neunte Tag ist ein deutscher Spielfilm vor dem Hintergrund der Verfolgung regimekritischer Geistlicher durch die Nationalsozialisten. Regisseur war Der Film handelt von einem luxemburgischen katholischen Priester, Abbé Henri Kremer, der in dem nationalsozialistischen Konzentrationslager Dachau in Bayern inhaftiert ist. Grundlage ist die autobiographische Erzählung „Pfarrerblock 25487" von Jean Bernard über seinen Aufenthalt als Häftling imPfarrerblock des KZ Dachau. Kremer wird für neun Tage aus dem KZ Dachau entlassen, um seinen Vorgesetzten, Bischof Philippe, dazu zu bewegen, mit der deutschen Besatzungsmacht zu kooperieren. Für den Fall seiner Flucht droht man ihm mit der Ermordung seiner luxemburgischen Priesterkollegen im Pfarrerblock des Lagers. Kremer, der sich selbst schwerste Vorwürfe macht, weil er einen winzigen Wasservorrat nicht mit einem kranken Mithäftling teilte und dieser schließlich den Tod im Lagerzaun sucht, wird von Untersturmführer Gebhardt täglich bedrängt, seinen Auftrag auszuführen. Gebhardt selbst war angehender katholischer Priester, der kurz vor seiner Weihe in die SS eintrat. Er ist zerrissen zwischen seiner bedingungslosen Treue zur Ideologie der Nationalsozialisten und den Erlebnissen, die er bei einem Aufenthalt in einem KZ in Osteuropa machte. Kremer kehrt am neunten Tag in das Lager zurück, ohne zum „Judas" geworden zu sein, den Gebhardt aus ihm machen wollte. |
|
|
|
28 сентября 2012 | 2804 просмотра |
Гость: заместитель директора "Музея кино" Максим Павлов.
Тема: Фудзи, якудза и беглец из прошлого, - ретроспектива японского кинорежиссера Тому Утида.
Ведущие - Виктория Луценко, Владислав Борецкий
Максим Павлов: "Утида, как все японские режиссеры, неимоверно плодовит. Как потрясающий мастер, он мог делать все. Он делал исторические фильмы про самураев, фильмы, рассказывающие о современности, мог ставить великолепные комедии. Из небольшого количества ранних фильмов Утида, которые сохранились после войны, все отмечают, что он был потрясающим комедиографом. Другое дело, что впрямую он никогда больше к жанру комедии не возвращался. Но умение быть ироничным и самоироничным, понимать, что такое сатира и юмор, Утида сохранил и в фильмах совсем других жанров мастерски этим пользуется".
Максим Павлов: "Влияние японской массовой культуры и, в том числе, кинематографа – это вторая массовая культура. Причем к нам она приходит удивительным образом не с востока, а с запада. То есть она взаимодействует с первой поп-культурой, американской, и дальше через европейское посредничество или напрямую через американское возвращается к нам".
Послушать интервью полностью можно по ссылке |
|
|
|
25 сентября 2012 | 3638 просмотров |
Шкловский/Олеша
Программа фестиваля 2morrow "Шкловский/Олеша" будет демонстрироваться в киноконцертном зале ЦДХ 2-7 октября.
Несколько формальная, но отнюдь не фривольная, программа "Шкловский/Олеша" разложима по нескольким диагоналям. Она могла бы называться "1920-ые и 1930-ые", а могла бы - "Москва – Одесса". Или - "В Москву через Юго-запад".
Через юго-запад в Москву попадают писатели и поэты. Отсюда – литература, заявленная двумя фамилиями в названии. В двадцатые – тридцатые годы литература, испытывая влияние техники, меняется. Фраза становится короче, она совпадает с мыслью. Письмо принимает в себя монтаж, игру искусственного света. Искусственный свет сжигает плечи, лица актёров. В Германии начала века пишут вслед за Достоевским и Гофманом. Потом приходит кино. Вине, Мурнау, Ланг – их фильмы показывают в пореволюционной Москве, где их смотрят одесситы Ильф, Олеша. (Надо помнить, что, как писал Шкловский, Одесса – это порт).
Американцы, из числа тех, кто соприкоснулся с европейской атмосферой войны, резко входят в литературу. Их новое письмо – поэтическое, прозаическое – проявится на экране не раньше шестидесятых годов. Ему противостоит Голливуд, которому угодны классические темы. Но модернизм мыслит не темой, а разработкой её, маршрутом, меняющим и саму цель. "Доспассосовское" обнаружится в кино только спустя тридцать лет, и сразу – внутри. Как если бы всё это время оно незаметно проникало в тело кинематографа.
Двадцатые годы представлены тремя фильмами. "Проститутка" Олега Фрелиха, "Третья Мещанская" Абрама Роома, "Дом на Трубной" Бориса Барнета – так называемая неофициальная "московская трилогия" Шкловского. Неофициальная – потому что она не мыслилась как трилогия, потому что кроме названных были и другие фильмы. "Московская" же – потому что все три фильма сняты в Москве. Но важнее то, что Роом и Барнет, в противовес, скажем, Эйзенштейну, Пудовкину, ФЭКСам и, разумеется, Довженко, снимали именно московское кино. В нём меньше аттракционов, символики, а, значит, не столько сменяют друг друга планы, сколько внутри самих планов разворачивается сложное действие. Камера более подвижна относительно персонажей и места действия.
Место действия – Москва. Москва дореволюционных интерьеров, Москва открывшихся торговле площадей, Москва Хитрова рынка, Сухаревой башни, Красных ворот, церквей, балчугов и отдалённых Воробьёвых гор. Это ещё не "Новая Москва" Медведкина, макет в движении нельзя ни пустить вперёд, ни отмотать назад. Город, хотя и несколько ускорившийся, ещё стоит на месте. Пожарных ещё не называют пожарниками.
Для "Проститутки" Шкловский писал титры. Фраза – мысль. Движение сюжета. Вышедшая с ней в один день "Третья Мещанская" была развёрнута из газетной заметки об одной жене и двух мужьях.
Оператор Григорий Гибер, много снимавший у Ханжонкова, потом - с Вертовым, работал экспериментально. Картина Роома, изучая наполненное вещами пространство, снималась двумя камерами. Сценарий, разъясняет Шкловский, писали очень подробно, размечая точки съёмок. Удвоение было "доглядыванием ситуации". Теперь вещи не нужно было снимать отдельно и крупно, чтобы потом монтировать одно с другим. По ним стало возможно проходить как бы не всматриваясь, но – несколько раз, выбирая дополняющие друг друга ракурсы и движения. Даже смонтированные внутри одного эпизода планы кажутся непрерываемыми. В интерьерах живут люди.
После "Третьей Мещанской" Шкловский и Роом сняли ещё один фильм. Он, предвещавший много, не сохранился.
"Дом на Трубной" Барнета – не собственно даже сценарий Шкловского. Здесь он – один из привлечённых режиссёром авторов. Кроме Шкловского над сценарием Белы Зорич работали Николай Эрдман, Вадим Шершеневич, Анатолий Мариенгоф. Описание Марка Кушнирова, автора книги о Барнете, наводит на мысль о капустнике, каким в известном смысле оборачивалась работа над лучшими фильмами режиссёра.
Снятый преимущественно общими планами, "Дом на Трубной" отчасти продолжает начатое Барнетом в "Девушке с коробкой". Фабула ослаблена с тем, чтобы уловить так называемое второстепенное. Этому способствует место действия – доходный дом и его двор. Злоключения провинциалки в Москве, движение от факта к факту принципиально для сценария Зорич, не Шкловского сотоварищи. Их, равно как и Барнета, интересует бытовое, ткань дня, история, прорастающая во все стороны сразу. Топография города.
Тридцатые меняют автора. Начиная с "Мёртвого дома", Шкловский работает в сторону исторических сюжетов. Компания "Межрабпом", произведшая "Дом на Трубной", становится сначала студией, а затем – "Союздетфильмом". Квазичастное, коммерческое производство полностью уступает плановому. Настоящее остаётся в прошлом. Дальше – будущее, для которого в тридцатых начинает писать Юрий Олеша. Какой он, "молодой человек социалистического общества"?
Его работа в кино – оглядка не на повседневность. Ему, "не воспитывавшемуся на русской литературе, приехавшему из европообразной Одессы", ближе что-то экспрессионистское, что-то собственно кинематографическое. Он пишет не переустройство быта, он пишет пьесу для кинематографа. Это не сценарий, это печатная вещь, вышедшая в "Новом мире". Сценарий же "Строгого юноши" Олеша вместе с Абрамом Роомом пишут сначала в купе поезда Москва – Одесса, затем – в номере гостиницы "Континенталь". Съёмки в Киеве.
Технически фильм вырастает из московских работ Роома. Внутрикадровое движение предусмотрено манерой Олеши, опиравшегося на переменную фокусировку, выделение "белого на белом", движения камеры, съёмку планов-секвенций. У писателя, выросшего на немом кинематографе, есть чувство кино. Выделяя одну из пушкинских строк, он замечает, что это – крупный план. Не известный литературе того периода.
Как известно, "Строгий юноша" был запрещён. В протоколе одного их допросов Мейерхольда, упоминается показ в фильме советской молодёжи "с фашистским душком". На последовавших судебных заседаниях Мейерхольд отказался от этих своих слов.
Сложный маршрут попутчика Олеши, достигнув своей кульминации в 1933-34 годах, после запрета фильма фактически оборвался. В видимой, надводной своей части. Остальное ушло в писание отрывков, полу-дневников, полу-заметок. В тридцать восьмом Александр Мачерет поставит на "Мосфильме" "Болотные солдаты" по совместному с Олешей сценарию. Снятый в павильоне, этот фильм – о немецком кинематографе двадцатых, а не о Германии, где, по сюжету, коммунисты борются с утвердившимися во власти национал-социалистами.
Спустя год они сделают ещё один фильм, "Ошибка инженера Кочина" по пьесе "Очная ставка". Показательно описывает один из эпизодов фильма Майя Туровская: "…здесь господин, изъясняющийся на языке Олеши – матёрый шпион. По сюжету фильма другой шпион назначает ему встречу за столиком кафе "Националь" - у окна, на фоне вновь построенной гостиницы "Москва" <…>. Когда "Националь" ещё был популярен у молодёжи <…>, старожилы показывали любимый столик Олеши, за которым он подолгу сидел; в фильме как раз здесь шпион и назначает свидание".
Сложная траектория камеры – то панорамирующей по Манежной площади прежде, чем оказаться в "Национале", то выезжающей из ангара на поле, навстречу приземлившемуся самолёту – едва заметно рассказывает иную, чем в пьесе, историю. Мачерет играет в первую очередь на сменах точек зрения, используя детективную интригу не в целях разоблачения шпионов, а пуская её саму по чуть смещённому пути.
Через фигуры Виктора Шкловского и Юрия Олеши проступает сюжет двадцатых – тридцатых годов. Деление на десятилетия, чуть более общее, чем, предложенное Наумом Клейманом, на четыре исторических оттепели, здесь обусловлено литературой . Бытописание Шкловского делает двадцатые. Писание для будущего Олеши – тридцатые. Но здесь – ещё один разлом, черта. После тридцать третьего-четвёртого, высоких для Олеши лет киноповесть "Строгий юноша" идёт в работу. Из неё она выйдет нескоро, и скособоченной. Правки сценария смотрели прорехами, что было отмечено в постановлении "Украинфильма": "…механически добавлены высказывания тов. Сталина". Это значит – слово, значит – речь.
Олеша-писатель с конца тридцатых едва заметен. Он – московская фигура, о его новых книгах говорят. Ему их приписывают, он их не пишет. Как сценарист он уходит от звучащего слова, от высказывания. Написанные им вместе с Мачеретом "Болотные солдаты", "Ошибка инженера Кочина" - режиссёрские планы. Сценарий стелется вдоль рассказа, то приникая, то чуть заметно отстраняясь. Это чуть – невычитываемо из сценария. Оно и есть кинематограф.
Кирилл Адибеков
ПРОГРАММА
Виктор Шкловский
"Проститутка" /"Убитая жизнью"/ (1926)
"Третья Мещанская" (1927)
"Дом на Трубной" (1928)
Юрий Олеша
"Строгий юноша" (1936)
"Болотные солдаты (1938)
"Ошибка инженера Кочина" (1939)
Оригиналы кинокопий предоставлены ГосФильмоФондом РФ.
Отдельная благодарность – Науму Ихильевичу Клейману, директору Музея кино.
ФИЛЬМЫ
"Проститутка" /"Убитая жизнью"/
1926, СССР, 35мм, ч/б, немой, 64' 30"
Режиссёр: Олег Фрелих
Сценаристы: Елизавета Демидович, Ной Галкин, Виктор Шкловский
Оператор: Альфонс Винклер
Художник: Алексей Смирнов
Монтажёр: Эсфирь Шуб
В ролях: Вера Орлова, Ольга Бонус, Марк Донской, Иван Лагутин, Александр Ледащев, Олег Фрелих
"Третья Мещанская"
1927, СССР, 35мм, ч/б, немой, 71' 30" (4 и 5 части не сохранились)
Режиссёр: Абрам Роом
Сценаристы: Виктор Шкловский, Абрам Роом
Оператор: Григорий Гибер
Художники: Василий Рахальс, Сергей Юткевич
Ассистенты режиссёра: Сергей Юткевич, Е. Кузис
В ролях: Николай Баталов, Людмила Семёнова, Владимир Фогель, Леонид Юренев, Елена Соколова
"Дом на Трубной"
1928, СССР, 35мм, ч/б, немой, 66' 30"
Режиссёр: Борис Барнет
Сценаристы: Бела Зорич, Вадим Шершеневич, Анатолий Мариенгоф, Николай Эрдман, Виктор Шкловский
Оператор: Евгений Алексеев
Художник: Сергей Козловский
В ролях: Вера Марецкая, Владимир Фогель, Елена Тяпкина, Владимир Баталов, Анель Судакевич, Ада Войцик, Борис Барнет, Владимир Уральский, Сергей Комаров, Пётр Бакшеев, Александр Громов
"Строгий юноша"
1936, СССР, 35мм, ч/б, 100'
Режиссёр: Абрам Роом
Сценарист: Юрий Олеша
Оператор: Юрий Екельчик
Художник: Владимир Каплуновский, Мориц Уманский,
Звукорежиссёры: Александр Бабий
Звукооператор: Андрей Димиденко
Композитор: Гавриил Попов
В ролях: Дмитрий Дорлиак, Юрий Юрьев, Ольга Жизнева, Максим Штраух, Валентина Серова, Ирина Володко, Александр Чистяков, Дмитрий Голубинский, Иван Коваль-Самборский
"Болотные солдаты"
1938, СССР, 35мм, ч/б, 72'
Режиссёр: Александр Мачерет
Сценаристы: Юрий Олеша, Александр Мачерет
Оператор: Евгений Андриканис
Художник: Артур Бергер
Композитор: Лев Шварц
В ролях: Олег Жаков, Андрей Файт, Алексей Грибов, Василий Ванин, Александр Зражевский, Иван Коваль-Самборский, Алексей Консовский, Семён Межинский, Борис Пясецкий, Иван Кудрявцев, Карл Эфеляйн, Владимир Балихин
"Ошибка инженера Кочина"
1939, СССР, 35мм, ч/б, 111'
Режиссёр: Александр Мачерет
Сценаристы: Юрий Олеша, Александр Мачерет
Оператор: Игорь Гелейн
В ролях: Николай Дорохин, Любовь Орлова, Михаил Жаров, Сергей Никонов, Борис Петкер, Фаина Раневская, Борис Свобода, Леонид Кмит, Пётр Леонтьев, Виктор Ключарёв, Марина Гаврилко, Дмитрий Орловский |
|
|
|
23 сентября 2012 | 8637 просмотров |
9 ОКТЯБРЯ 2012г.
МОИ ТАЙНЫЕ СОКРОВИЩА, 1996 год, 83 мин.
Режиссёр: Синобу Ягути
Сценарий: Синобу Ягути, Такудзи Судзуки
Оператор: Масахиро Кисимото
Музыка: Куниаки Ягура
В ролях: Наоми Нисида, Го Ридзю, Такако Като, Норико Танака, Синобу Цурута, Кадзуэ Кадокаэ, Такэтоси Найто
Сакико с детства обожала считать деньги. Окончив колледж, она устроилась на работу в банк. В окружении несметного количества денежных купюр Сакико была просто счастлива. И вдруг банк грабят, а Сакико берут в заложницы. Грабитель запихивает ее в машину и удирает, но в лесной чаще машина опрокидывается и взрывается. Сакико вылетает из автомобиля вместе с чемоданом с деньгами. Девушка чудом выживает и возвращается на работу. И вот, в один прекрасный день Сакико узнает из теленовостей, что похищенные деньги якобы сгорели вместе с машиной. К девушке возвращается память о тех событиях: деньги вовсе не сгорели, а где-то лежат в лесу.
Обретя цель жизни, девушка начинает операцию по поиску миллионов. Уволившись из банка, она поступает в университет изучать геологию, а попутно получает водительские права и добивается успехов в плавание и скалолазание. К тому же, потеряв источник средств к существованию, Сакико то подрабатывает в ночном баре, то завоевывает денежный приз на соревнованиях по плаванию. Ее энергия неиссякаема. Наконец, готовая ко всему, Сакико отправляется в дремучий лес...
16 ОКТЯБРЯ 2012г.
АДРЕНАЛИНОВАЯ ГОНКА,1999 год, 112 мин.
Режиссёр и автор сценария: Синобу Ягути
Оператор: Такэси Хамада
Художник: Ёсио Ямада
Музыка: Сэйити Ямамото
В ролях:Хикари Исида, Масанобу Андо, Комик-труппа Jovi Jova, Кадзуэ Цуногаэ, Кирина Мано, Ю Токуи
Всякий знает, что с якудза лучше не шутить. Тем более не рекомендуется шутить с автомобилями гангстеров. Однако, герой этой комедии — обычный клерк по имени Сатору — по-видимому, этого не знал, к своему несчастью он врезался в "Ягуар" одного из боссов якудза по имени Куроива. Затащив Сатору в контору якудза, мафиози предлагает обсудить возможности "компенсации причинённого ущерба". В этот момент злополучная контора взрывается, а чудом выживший Сатору приходит в себя среди дымящихся развалин. А ещё он обнаруживает 200 миллионов мафиозных йен, которым тоже посчастливилось "выжить" после взрыва. И вот кажется и сказке конец: Сатору забирает деньги и может начинать жить припеваючи…
Но не тут-то было, преступный авторитет Куроива также остался в живых и пускается за Сатору в погоню.
13 НОЯБРЯ 2012г.
ЗАТЕМ, 1985 г.,130 мин.
Режиссёр: Ёсимицу Морита
По произведению: Сосэки Нацумэ
Сценарий: Томоми Цуцуи
Оператор: Ёнэдзо Маэда
Художник: Цутому Имамура
Музыка: Сигэру Умэбаяси
В ролях: Юсаку Мацуда, Мивако Фудзитани, Каору Кобаяси, Тисю Рю, Кацуо Накамура, Иссэй Огата, Мицуко Кусабуэ
Эта картина снята по роману Нацумэ Сосэки "Затем" и входит в трилогию наряду с романами "Сансиро" и "Ворота". Действие происходит в эпоху Мэйдзи. Беспечный Ёсукэ, ведущий праздный образ жизни, считает, что работать только для того чтобы выжить нечеловечно. Его друг Хираока полная противоположность старается приспособиться к условностям общества. Третий герой Митиё, жена Хираоки, влюблёна в Ёсукэ, но вынуждена скрывать это. Накал страстей этого любовного треугольника, блистательная игра актёров, атмосфера общества эпохи Мэйдзи объясняют успех фильма Ёсимицу Морита, ставшего призёром многих фестивалей.
20 НОЯБРЯ 2012г.
СЕМЕЙНЫЕ ИГРЫ,1983 год,106 мин.
Режиссер: Есимицу Морита
Автор сценария: Есимицу Морита
По произведению: Ёхэй Хомма
Кинооператор: Ёнэдзо Маэда
Художник: Кацуми Накадзава
В ролях: Юсаку Мацуда, Дзюдзо Итами, Саори Юки, Итирота Миякава, Дзюнъити Цудзита, Ёко Аки, Дзюн Тогава
Сигэюки очень плохо учиться в школе и родителям ничего не остаётся, как нанять для него репетитора, иначе он не сможет поступить в старшие классы. Репетитором становится студент третьеразрядного университета Ёсимото. Успехи Сигэюки резко улучшаются, в то время, как успехи его старшего брата, который был всегда образцом для подражания, ухудшаются. Репетитор учит Сигэюки не только школьной программе, но и приёмам бокса, благодаря чему Сигэюки решает свои проблемы с одноклассниками. В конце концов он поступает в хорошую старшую школу, и отец предлагает репетитору Ёсимото подготовить старшего сына к поступлению в первоклассный университет. Но Ёсимото отказывается, так как студент второсортного ВУЗа не может подготовить к поступлению в хороший университет.
11 ДЕКАБРЯ 2012г.
ЗВОНОК, 1998 год,95 мин.
Режиссёр: Хидэо Наката
По произведению: Кодзи Судзуки
Сценарий: Хисаси Такахаси
Оператор: Дзюнъитиро Хаяси
Музыка: Кэндзи Каваи
В ролях: Нанако Мацусима, Хироюки Санада, Юко Такэути, Хитоми Сато, Мики Накатани
Два молодых человека и две девушки умирают в одно и тоже время. Рэйко, телерепортёр, чувствует, что в этом происшествии есть что-то странное. Она начинает расследование и через некоторое время обнаруживает видеокассету в которой содержится проклятие и, каждый посмотревший её, должен умереть в течении недели. Рэйко смотрит кассету и вместе с бывшим мужем пытается найти её создателей. Она должна вырваться из "круга смерти", окружившего её. В это время её младший сын случайно смотрит эту кассету…..
18 ДЕКАБРЯ 2012г.
ХАРИЗМА, 1999 год,103 мин.
Режиссёр и автор сценария: Киёси Куросава
Оператор: Дзюнъитиро Хаяси
Художник: Томоюки Маруо
Музыка: Гэйри Асия
В ролях: Кодзи Якусё, Дзюн Фубуки, Хироюки Икэути, Рэн Осуги, Ёрико Догути
Благоволит ли к людям мать-природа? Или может она относится к своим детям так безжалостно и непримиримо из-за того, что они так жестоко и безразлично обращаются с ней.
Картина описывает историю странного конфликта, причиной которого стало нелепое, старое и кривое дерево. Это дерево вызывающе возвышается напротив научной лаборатории, где работает героиня фильма. Она уверена, что дерево — ядовито и опасно. Защитники же дерева убеждены в обратном, полагая, что древо сие — величественно и прекрасно. А ещё одна компания "любителей природы" просто хочет срубить его, чтобы заработать денег. Нам предстоит понаблюдать за игрой нешуточных страстей, развернувшихся вокруг одинокого и безмолвного растения.
8 ЯНВАРЯ 2013г.
ИСЦЕЛЕНИЕ,1997 год,111мин.
Режиссёр: Киёси Куросава
Сценаий: Киёси Куросава
Оператор: Токусё Кикумура
Художник: Томоюки Маруо
Музыка: Гэйри Асия
В ролях: Кодзи Якусё, Масато Хагивара, Цуёси Удзики, Анна Накагава, Ёрико Догути, Юкидзиро Хотару, Рэн Осуги, Таро Сува
Содержание: Происходит ряд загадочных серийных убийств. После каждого преступления убийцу сразу же ловят на месте. Однако у всех жертв есть общая примета – на груди ножом вырезана буква "X". Детектив Такабэ, имеющий сомнения в отношение виновников преступлений, с помощью психолога Сакума связывает все преступления воедино и начинает их распутывать.
15 ЯНВАРЯ 2013г.
К ЖИЗНИ ПРИГОДЕН,1998 год, 109 мин
Режиссёр: Киёси Куросава
Оператор: Дзюнъитиро Хаяси Музыка: Гэйри Асиия
В ролях: Хидэтоси Нисидзима, Кодзи Якусё, Сюн Сугата, Лили, Кумико Асо
Содержание: Главный герой Ютака, когда ему было 14 лет, попал в автоаварию и 10 лет пролежал в коме. В 24 года, он прошёл курс реабилитации и вышел из больницы. Вернувшись, домой, он никого там не нашёл, кроме "друга семьи" Фудзимори, который занимается разведением рыбы. Ютака долго не может решить, как ему жить дальше, чем заняться. Однажды он, катаясь верхом на лошади, принимает решение восстановить семейную конюшню и разводить пони.
12 ФЕВРАЛЯ 2013г.
Что приносит снег.
Производство: "Что приносит снег" филм партнерз
Режиссер: Кититаро Нэгиси.
По роману Сё Наруми.
Сценарий: Масато Като.
Оператор: Хироси Матида.
В ролях: Юсукэ Исэя, Коити Сато, Кёко Коидзуми, Кадзуэ Фукииси.
Год производства: 2005.
Продолжительность: 112 мин.
Манабу Ядзаки (Юсукэ Исэя) оказался плохим бизнесменом. Потеряв все, он возвращается из столицы в свой родной город Обихиро. Его старший брат Такэо (Коити Сато) управляет небольшой конюшней, в которой содержат лошадей для "банъэй кэйба" - популярных на Хоккайдо скачек с препятствиями, в которых лошадей запрягают в тяжелые сани. Такэо не простил Манабу за то, что тот уехал из родного города и бросил мать, страдающую старческим слабоумием. Манабу видит отражение своих неудач в судьбе лошади по имени Унрю – от нее тоже хотят избавиться из-за плохих результатов. Он отдает ее на попечение женщины-наездницы, которая пытается оправиться после провала на скачках. Работа в конюшне, будничные заботы и радости, знакомства с новыми людьми, все это помогает Манабу взглянуть в лицо своим слабостям и начать новую жизнь.
Фильм удостоился четырех наград на 18-м международном кинофестивале в Токио.
19 ФЕВРАЛЯ 2013г.
Собака в коляске мотоцикла/Dog in a Sidecar 2006, 94 минуты
Режиссер: Кититаро Нэгиси
Летние каникулы Каору начались с того, что ее мать ушла из дома. Сейчас, через двадцать лет, когда младший брат женится, она понимает, как много значило то далекое лето в ее жизни. В их семью вошла новая женщина, Ёко. На первый взгляд она кажется вульгарной и невоспитанной. Курит сигареты, хохочет по любому поводу, катается на велосипеде, позволяет Каору пить запретную кока-колу и слушать модные песенки. Постепенно между Каору и этой странной женщиной, так не похожей на ее мать, зарождается дружба. В конце лета мать возвращается, Ёко исчезает из жизни Каору, но ничто не проходит бесследно…
12 МАРТА 2013г.
Душа, проснись!/Awaking! 2006, 125 минут
Режиссер: Дзюндзи Сакамото
Для Тосико Сэкигути безмятежные годы счастливого брака закончились в один день: ее муж скоропостижно скончался от сердечного приступа. Пришла беда – отворяй ворота. Не успели пройти похороны, как Тосико случайно узнает, что у мужа была любовница, владелица ресторана. Сын, приехавший с женой из Калифорнии после восьми лет отлучки, претендует на наследство и собирается жить с матерью в одном доме. Еще недавно простая домохозяйка, Тосико выбита из колеи. Теперь она сама должна принимать решения. Ее ждет немало неприятных сюрпризов: номер-пенал в низкопробной гостинице, сомнительные знакомства, эгоистичный любовник, попытки овладеть ремеслом киномеханика. От ее прежней жизни не остается и следа…
19 МАРТА 2013г.
НА ПОЛУ РИНГА,1989 год 110 мин.
Режиесер: Дзюндзи Сакамото
Сценарий: Дзюндзи Сакамото
Оператор: Норимити Касамацу
Художник: Томоюки Маруо
Музыка: Кадзухиро Хара
В ролях: Акаи Хидэкадзу, Харуко Сагара, Ёсио Харада, Сэкидзи Маро, Такэси Ямато, Коган Асия, Тэруэ Сёдзи
Содержание: Бывший чемпион Эйдзи Адати уходит из бокса после серьёзной травмы. Он создает свою спортивную школу, но после конфликта со спортсменами, занимавшимися в спортзале, вынужден её закрыть и снова вернуться в бокс.
Вместе с президентом Национального Спортивного клуба Камои, его дочкой Такако они начинают готовиться к его возвращению на ринг. Наконец наступает день первого боя, звучит гонг, и начинается жёсткая схватка. Полученная прежде травма даёт о себе знать, бой складывается не в пользу главного героя. И именно в тот момент, когда не выдержавшая Такако выбрасывает на ринг полотенце, резкий удар Эйдзи валит противника на пол ринга.
9 АПРЕЛЯ 2013г.
ДЕЛО БЫЛО ВЕСНОЙ,1998 год,100 мин.
Режиссёр: Синдзи Сомай;
По произведению: Масахико Мураками;
Сценарий: Фумихиро Накадзима;
Оператор: Муцуо Наганума;
Художник: Томио Огава;
Музыка: Ёсихидэ Отомо
В ролях: Коити Сато, Юки Сайто, Дзюнко Фудзи, Сихо Фудзимура, Цутомо Ямадзаки
Можете себе представить, что неожиданно на улице вас остановит незнакомый мужчина и сообщит, что он ваш отец? С героем этого фильма по имени Хироси как раз это и произошло. Хироси уже за тридцать; он — преуспевающий служащий компании. У него прекрасная жена, собственный дом и чудесный сын. Хироси был воспитан матерью и с самого детства был уверен, что его отец давно умер. И вдруг, откуда ни возьмись, появляется незнакомец, неопрятного вида, объявляющий себя его отцом. В момент этой странной встречи Хироси ещё не подозревал, как изменится его жизнь….
16 АПРЕЛЯ 2013г.
НОВОСЕЛЬЕ,1993 год 124 мин.
Режиссер: Синдзи Сомай
По произведению: Хико Танака
Сценарист: Сатоко Окудэра, Сатоси Оконоги
Оператор: Тоёмити Курита
Музыка: Сигэаки Саэгуса
Художник: Сигэнори Симоисидзака
В ролях: Киити Накаи, Дзюнко Сакурада, Томоко Табата, Марико Судо, Таро Танака, Иппэй Сигэяма, Цурубэ Сёфукутэй
Муж и жена, родители одиннадцатилетней девочки Рэнко в качестве первого шага к предстоящему разводу принимают решение заранее разъехаться с друг другом. Девочку по-своему волнуют и интригуют такие перемены в её жизни и возможность иметь сразу два дома. Однако вскоре усиливающийся антагонизм между родителями начинает беспокоить её, и она решает сама попробовать вновь соединить их друг с другом. Эта попытка ни к чему хорошему не приводит и Рэнко в конце концов решает принять происходящее таким, какое оно есть.
Кульминационная сцена фильма разыгрывается на берегу озера Бива – здесь девочка прощается сама с собой, той какой она была прежде…
14 МАЯ 2013г.
ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ,1999 год,115 минут
Режиссер: Тэцуо Синохара
Сценарист: Масахико Нагасава
Оператор: Дзюнъити Фудзисава
Художник: Юдзи Цудзуки
Музыка: Дзё Хисаиси
В ролях: Рэна Танака, Миэко Харада, Мицуру Хирата, Кацуки Нисина, Макото Сато, Хироюки Санада
Мать семнадцатилетней Сатока Айда попадает в больницу с диагнозом рака. Это настоящий шок для девушки-старшеклассницы. Без матери в доме рушатся уют и гармония всей ее жизни. Как часто бывает в японских семьях, Сатока практически не общалась с отцом. И теперь, когда мать в больнице, отношения Сатока с отцом становятся все сложнее. Оба пытаются справиться со страшным фактом, что мать может уйти из жизни.
Неожиданно Сатока находит давнишнее неотправленное письмо матери своему первому возлюбленному, Синъитиро. Дочь решает осуществить забытую мечту матери — и встретиться с ним в родном городке матери под деревом "Вишня желаний".
21 МАЯ 2013г.
БОЯКИ,1994 год,117 мин.
Режиссер и автор сценария: Макото Вада
По произведению: Макото Сиина, Дзёкити Хикагэ, Ясутака Цуцуи, Роко Хираяма
Оператор: Ёнэдзо Маэда
Художник: Сюдзи Накамура, Хидэтака Одзава
Музыка: Масахико Сато
В ролях: Каору Кобаяси, Хитоми Куроки, Хироюки Санада, Миэко Харада, Харукико Сайто, Нагарэ Хагивара, Мами Кумагаи, Митико Симидзу, Тэцута Сугимото, Фрэнки Сакаи, Кэн Исигуро
Новелла первая:
Подвыпивший бизнесмен застревает в лифте вместе со странной женщиной, которая угрожает ему бритвой и явно путает его с кем-то другим. Лифт трогается, женщина, как ни в чем, ни бывало, выходит из лифта, мужчина едет дальше с новым попутчиком и тут лифт опять застревает….
Новелла вторая:
У Эцуко героини этой новеллы болен отец, и она оказывается перед необходимостью искать работу, в одном баре хозяйка этого заведения дает ей поручительное письмо, но Эцуко заподазривает неладное и не идёт на встречу. На утро она узнает, что хозяйка бара покончила собой...
Новелла третья:
Ириэ, писатель, решает навестить родные места. На станции станционный смотритель требует у него билет. Но у Ириэ по недоразумению нет билета. Ириэ готов заплатить штраф. Но смотрителя явно не устраивает это. И он обвиняет его в новых и в новых преступлениях. В конце концов к этому присоединяется родная мать и брат писателя.
Новелла четвертая:
Красавицу Суми останавливается на ночь в гостинице на маленькой сельской станции. Но так как свободных комнат нет, она вынуждена разделить комнату с продавцом кимоно Дзусуки. Между ними вспыхивает страсть, и они проводят ночь вместе. Наутро Дзусуки предлагает ей стать его любовницей, но стоит Суми увидеть за окном огненные цветы только, что расцветшей азалии, как она неожиданно отказывается.
Новелла пятая:
Репортер Сасаки и фотограф Хатаяма делают репортаж о пустынном острове, когда налетает тайфун. Они садятся на самолёт который пилотирует женщина без лицензии. Самолёт совершает вынужденную посадку в безлюдной местности на заброшенной бензоколонке. Через некоторое время самолёт готов лететь дальше, но напуганный до смерти Хатаяма отказывается лететь дальше и погибает под обвалом. |
|
|
|
22 сентября 2012 | 2590 просмотров |
IV Международный фестиваль аудиовизуальной антропологии
"Дни этнографического кино"
24-30 сентября 2012
П Р О Г Р А М М А
24 сентября
(понедельник)
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва, конференц-зал
ул. Космонавтов, д.2, м. "ВДНХ"
11.00-13.00
Общая программа
Искусство одного села. Вийтовка
Украина, 2012, 11'15"
Режиссер: Елена Мортко
И мы люди твои
Россия, 2012, 14'
Режиссер: Елизавета Пономарева
Абрикосовая свирель
Россия, 2012, 14'20"
Режиссер: Владислав Федюхин
Сказание о народе
Россия, 2012, 29'53"
Режиссер: Артур Химченко
Кочевье
Азербайджан, Россия, 2010, 52'
Режиссер: Родион Исмаилов
13.00-14.00 перерыв
14.00-14.15
ОТКРЫТИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКИ
"локАция"
Автор представленных работ - Евгений Стрелков, Музей науки Нижегородского государственного университета "Нижегородская радиолаборатория"
14.15-17.00
Специальная программа
"Антропология города"
Город
Испания, 2011, 14'
Режиссер: Гонсало Бальестер
Мгновения
Япония, 2012, 18'
Режиссер: Аманда Белантара
Граффити – это не преступление
Россия, 2010, 10'
Режиссер: Евгения Злая
Встреча с режиссером Евгенией Злой (Россия)
Специальная программа
"Аудиовизуальные исследования в Италии"
Счастье – это крайне безлюдное место
Италия, 2011, 46'
Франческо Донджованни
Полифония Черианы: Компанья Сакко
Италия, 2010, 74'
Режиссер: Хьюго Земп
17.00-17.30 перерыв
17.30-19.00
Специальная программа
"Аудиовизуальные исследования в Италии"
A la vita! Последний лесоруб
Италия, 2012, 84'
Режиссеры: Сандро Гастинелли, Марциа Пеллегрино
25 сентября
(вторник)
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва, конференц-зал
ул. Космонавтов, д.2, м. "ВДНХ"
10.30-13.00
Общая программа
Альто Ревело – ода Доуро и вину
Португалия, 2011, 13'45"
Режиссер: Грака Кастанейра
А я тебя нашел!
Россия, 2012, 14'48"
Режиссеры: Лев Гришин, Марта Антоничева
Ингушский монолит
Россия, 2010, 17'
Режиссер: Николай Макаров
Безумные подражатели
Россия, 2012, 30'
Режиссер: Дмитрий Венков
Встреча с режиссером Дмитрием Венковым (Россия)
Кружение в пространстве
Германия, 2011, 43'
Режиссер: Анна Мбийя Катшунга
13.00-14.00 перерыв
14.00-16.30
Общая программа
Доброй ночи, моя белая гордость
Лесото (Южная Африка), 2009, 57'
Режиссеры: Ханна Стокманн, Йеремия Мозезе
Специальная программа
"Антропология труда"
Мистер Копертвэйт: жизнь в Мэйнэ Вудс
США, 2012, 86'
Режиссер: Анна Гримшоу
16.30-16.45 перерыв
16.45-19.00
Специальная программа
"Аудиовизуальные исследования в Италии"
Праздник Святой Марии Магдалены в Тажье (Северная Италия)
Италия, 2005, 32'
Режиссер: Франко Фаусто Ревелли
Маленькая земля
Италия, 2012, 54'
Режиссер: Микеле Трентини
Между землей и небом
Италия, 2010, 72'
Режиссер: Жозеф Пекуин
26-27 сентября
(среда-четверг)
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва, конференц-зал
ул. Космонавтов, д.2, м. "ВДНХ"
XI Международный научно-практический семинар
по аудиовизуальной антропологии
"Адаптация народной традиции к современным условиям:
другая жизнь"
10.30-19.00
28 сентября
(пятница)
Московский дом национальностей
ул. Новая Басманная, д.4, стр.1, метро "Красные ворота"
Международный коллоквиум
"Индийское антропологическое кино: символы, память, воображение"
10.30-14.00, Зал № 2
КИНОПОКАЗ
Васту марабу. Живая традиция: речи скульптора
Индия, 1991, 52'
Режиссер: Бала Кайлашам
Фильм основан на разговорах с наследственными мастерами – скульпторами из Махабалипурам (Тамил Наду) и наблюдениями за их работой.
Ачули, победы тебе
Индия, 2010, 56'
Режиссер: Ладли Мукхопадхьяья
Фильм посвящен культуре лепча, одного из интереснейших народов Сиккима, сохраняющего ряд племенных черт.
Мела: попурри неприкасаемых
Индия, 2007, 56'
Режиссер: Ладли Мукхопадхьяья
В фильме демонстрируется праздничная культура низких, неприкасаемых, маргинальных сообществ Бенгалии.
Встреча с режиссером Ладли Мукхопадхьяья (Индия)
14.00-14.30 перерыв
14.30-16.00, Зал №2
КИНОПОКАЗ
Дочь Личхабы
Индия, 2009, 60'
Режиссеры: Аренла и Моа Субонг
Своеобразный мюзикл, задуманный и снятый семьей известных рок-музыкантов нага ао, является образцом современной авто-этнографии. Это романтическая история, представляющая важный миф нага о дочери бога Личхабы, ставшей женой обычного человека. В фильме представлены важнейшие этнографические черты повседневности нага.
Встреча с режиссерами Аренлой и Моа Субонг (Индия)
16.00-17.00 перерыв
17.00-20.00, Зал №6
КРУГЛЫЙ СТОЛ
на тему "Визуальная культура: традиции и современность
(индийский взгляд)"
Одна из самых очевидных особенностей индийского культурного пространства – стремление сохранять традиции. Это характерно и для устройства общества, и для ремесел, и для повседневной жизни. Тем не менее, в большинстве сфер культуры всех областей Индии появляется немало признаков перемен, модернизации, формирования того, что сейчас принято называть "современностью". Таким образом, в центре внимания участников круглого стола находится проблема традиции и ее судьба в сегодняшнем индийском обществе. Обсуждение данной темы будет происходить на материале индийского антропологического кино, снятого в разных частях страны.
В рамках круглого стола планируется:
- вступительный доклад на тему "Индийская визуальность: движение, образ, знак" (Светлана Рыжакова, этнограф, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН);
- обсуждение индийских фильмов, просмотренных в рамках фестиваля "Дни этнографического кино";
- дискуссионная панель "Индийская антропология и кино: взгляд изнутри" с участием режиссеров Ладли Мукхопадхьяя, Моа и Аренлы Субонг, российских индологов.
28 сентября
(пятница)
Мультимедиа Арт Музей, Москва, конференц-зал
ул. Остоженка, д. 16, м. "Кропоткинская", "Парк культуры"
12.30-14.00
Общая программа
Мечта шамана
Испания, 2011, 16'
Режиссер: Инмакулада де ла Калье
Детство, сожженное войной
Норвегия, 2011, 26'
Режиссер: Оксана Васильчикова
Катсхаге (Caetshage)
Нидерланды, 2011, 45'
Режиссеры: Лотте ван Ленгуд и Мария Колосса
14.00-15.00 перерыв
15.00-18.30
Общая программа
Баня
Россия, 2012, 60'
Режиссер: Раиса Ерназарова
Вечное движение
Россия, 2012, 59'27"
Режиссер: Раиса Ерназарова
Встреча с режиссером Раисой Ерназаровой (Россия, Новосибирск)
Специальная программа
"Народная традиция в современном мире"
Последний канатоходец в Армении
Армения, 2010, 72'
Режиссеры: Арман Ерицян, Инна Саакян
18.30-19.00 перерыв
19.00-21.30
Специальная программа
"Народная традиция в современном мире"
Ятсилан (Jathilan): транс и одержимость в Яве
США, 2011, 27'
Режиссер: Роберт Лемельсон
Когда духи гонят своих лошадей
Япония, 2012, 28'
Режиссер: Ицуши Кавасе
Боги и короли
Гватемала, США, 2012, 90'
Режиссер: Робин Блотник
29 сентября
(суббота)
Мультимедиа Арт Музей, Москва, конференц-зал
ул. Остоженка, д. 16, м. "Кропоткинская", "Парк культуры"
12.30-14.00
Специальная программа
"Народная традиция в современном мире"
Ирландская кустарная мебель
Ирландия, 2012, 8'19"
Режиссер: Тони Донохью
В поисках песни
Индия, 2011, 75'
Режиссер: Спэндан Банэрйе
14.00-15.00 перерыв на обед
15.00-18.00
Общая программа
Жизнь как Джимми
Дания, 2011, 28'
Режиссеры: Рэйчел Шарлотт Смит, Мэй Расмуссен
Встреча с режиссером Мэй Расмуссен (Дания)
Брижит Сеню, леди-исследователь
Франция, 2012, 52'
Режиссер: Филипп Эм
Шаман, его племянник... и капитан
Франция, 2008, 87'
Режиссер: Пьер Бокканфузо
18.00-18.30 перерыв
18.30-21.00
Специальная программа
"Народная традиция в современном мире"
Грезы о лицедеях
Болгария, 2003, 26'
Режиссер: Адела Пеева
Водное кукольное представление во Вьетнаме:
древняя традиция в современном мире
США, 2012, 32'
Режиссер: Сэм Пэк
Зло ветра
Аргентина, 2012, 90'
Режиссер: Ксимена Гонсалес
30 сентября
(воскресенье)
Мультимедиа Арт Музей, Москва, конференц-зал
ул. Остоженка, д. 16, м. "Кропоткинская", "Парк культуры"
12.30-14.00
Специальная программа
"Антропология труда"
Продолжения не будет
Македония, 2010, 24'
Режиссер: Владимир Бочев
Он готовит сам
Бельгия, 2011, 65'
Режиссеры: Валерии Берто и Филипп Витьес
14.00-15.00 перерыв на обед
15.00-18.00
Специальная программа
"Антропология труда"
Человек-машина
Испания, 2011, 14'
Режиссеры: Рохер Корелья, Альфонсо Морал
Де Хёйсман – об интуиции, подлинности и мастерстве
Нидерланды, 2011, 88'
Режиссер: Венди ван Вильгенбург
Встреча с режиссером Венди ван Вильгенбург (Нидерланды)
Возвращение в Брук: Фенланд, 40 лет спустя
Франция, 2011, 55'
Режиссер: Колетт Пийо
18.00-18.30 перерыв
18.30-21.00
Общая программа
Спорт и мир
США, 2012, 35'9"
Режиссеры: Семён Пинхасов, Элизабет Пинхасов
Встреча с режиссером Элизабет Пинхасов (США)
Сюгэндо сегодня
Канада, Япония, 2011, 88'
Режиссер: Жан-Марк Абела |
|
|
|
|