
Антон Сазонов
Профессиональный фигурист Андрей Грязев ворвался в мир кино одним прыжком. Антону Сазонову стихийно талантливый режиссер рассказал о том, какое место в его жизни занимают фигурное катание и кино, как он находит героев для своих фильмов и что собирается делать дальше.
Читать далее
|
|
|
16 августа 2006 | 2156 просмотров |
Тему предлагается наполнять материалом о состоянии кинопроката в России. Думается, что зрителю, тяготеющему к системному подходу в оценке сегодняшнего проката, она будет небезынтересна.
Ниже пойдут три статьи - о сложившейся ситуации с кинопрокатом некоммерческого кино в стране + два интервью Н.И.Клемана на эту же тематику. |
|
|
|
8 августа 2006 | 3853 просмотра |
Андрей Плахов, "КоммерсантЪ-Weekend", 04.08.2006
// Арт-хаусные премьеры киносезона
Конец лета — это и конец монотонного течения голливудской реки, по которой один за другим приплывают к нам большие корабли-блокбастеры плюс множество корабликов поменьше с аналогичным грузом. На пороге осени река разливается на несколько потоков, и один из них несет самые громкие арт-хаусные новинки, а это уже несколько другой товар.
Начнем с трех фильмов последнего Каннского фестиваля. Это осененный Золотой пальмовой ветвью революционно-семейный кинороман "Ветер, который качает вереск" Кена Лоуча. Его действие разыгрывается в 20-е годы прошлого века, когда Ирландия освобождалась из-под британского владычества, а война с англичанами плавно перетекала в гражданскую и антикапиталистическую. Актер Киллиан Мерфи, совсем недавно нарядившийся в "Завтраке на Плутоне" обаятельным трансвеститом, предстает в не менее парадоксальном образе. Волей судьбы молодой утонченный интеллигент обречен сыграть роль беспощадного лидера движения, фанатика борьбы не на жизнь, а на смерть.
Репутация Кена Лоуча столь же безупречна, как у британской королевы — при том, что все его фильмы направлены против правящего режима островного государства. Классик левосоциального кино, Лоуч всегда ходил в фаворитах Каннского фестиваля. Но обычно ему доставался здесь второстепенный "приз жюри". И вот в преддверии своего 70-летия, когда уже казалось, что поезд ушел, Лоуч получает самую желанную награду среди кинематографистов мира. Сыграло роль, видимо, то, что при всей левизне фильм недвусмысленно показывает: любая революция, любая война, пускай даже освободительная, сеет террор, и если кашу заваривают харизматики, то страдают так называемые "простые люди".
Второй каннский фильм плывет к нам из Финляндии: это "Огни городской окраины" Аки Каурисмяки. Бескомпромиссный рассказ о простом охраннике, которого подставляют и делают соучастником преступления циничные мафиози. Это также история любви, верности, предательства и солидарности одиноких, отчаявшихся душ. Это и образ современной Финляндии, выталкивающей в маргинальное поле всех, кто не готов к жесткой конкуренции. Вместе с тем режиссер дает незаметный, но существенный сдвиг времени-пространства, в результате чего на экране возникает "страна, которой больше не существует", да, собственно, в чистом виде никогда и не существовало. Это страна без компьютеров, агрессивной секс-рекламы и других примет постиндустриального общества — вымышленная страна под названием Каурисмяки-лэнд. В ней очень много от России XIX века с ее литературным культом "маленького человека". Недаром фильм начинается с прогулки подвыпивших русских мужиков и примерно такого текста: "В детстве жизнь Горького была очень тяжелой. Чехов болел туберкулезом. Толстой тоже был несчастен. А Пушкин едва успел родиться — и уже умер".
Новый тренд: если с Запада идут откровенно социальные драмы, то с Востока — экзистенциальные (ровно наоборот, чем было в прошлом веке). Турецкий режиссер Нури Билге Джейлан уже награждался несколько лет назад в Канне за картину "Отчуждение". Тогда его прозвали "турецким Тарковским" — за цитаты из "Зеркала" и поэтичные кадры заснеженного Стамбула. Новый фильм Джейлана называется "Времена года", и режиссера, награжденного за него призом ФИПРЕССИ, впору теперь назвать "турецким Антониони". Ситуация фатального дисконтакта между мужчиной и женщиной развернута с изощренным режиссерским искусством и, что приятно, с некоторой инъекцией юмора. Из единственной любовной сцены Джейлан сделал настоящее цирковое карате-шоу — такое не постеснялся бы вставить в свое кино сам Альмодовар.
Если последний корабль из Канна, груженный фильмами, вот-вот доплывет до Москва-реки, то в Венеции его только-только загружают. Но состав фирменного груза уже известен. Будет долгожданная мистика от Дэвида Линча — "Внутренняя империя", будет "Черная орхидея" Брайана де Пальмы (по одноименному роману Джеймса Эллроя, автора "Секретов Лос-Анджелеса"). Это одиссея страсти, любви, продажности, алчности и порочности, основанная на реальной истории убийства голливудской старлетки, потрясшего Соединенные Штаты в 1947 году, ставшего городской легендой и до сих пор остающегося нераскрытым. В фильме играют Джош Хартнетт, Миа Киршнер, Хилари Суонк и вездесущая Скарлетт Йоханссон. Вездесущая, потому что она фигурирует и в новом фильме Вуди Аллена "Сенсация", который тоже скоро выйдет на наши экраны.
Самое неожиданное, что среди венецианского товара заметное место занимают фильмы made in Russia. Их целых три, все были впервые представлены на "Кинотавре" в Сочи, но, прежде чем достичь московских кинотеатров, предпочли совершить морской круиз через Венецию. "Эйфория" Ивана Вырыпаева — кинодебют известного театрального драматурга и режиссера, жесткая любовная драма из жизни деревенских "неоварваров" на фоне беспредельной российской шири, что в природе, что в душе,- ее бы сузить немного. "Свободное плаванье" Бориса Хлебникова — тоже о беспределе и тоже "из жизни примитивов", но, в отличие от Вырыпаева, Хлебников, точно в русле европейского арт-хауса, озабочен социальными мотивами, в частности охватившей провинцию безработицей. "Эйфорию" покажут в Венеции в конкурсе, "Свободное плавание" — в программе "Горизонты", а вот "Острову" Павла Лунгина выпала почетная миссия закрывать Венецианский фестиваль. Это кино про отшельника, живущего в монастыре и искупающего тяжкий грех своей молодости.
Как это ни удивительно в наше время высоких скоростей и синхронного проката, но осенью ожидается еще один корабль из Венеции, который задержался на целый год и все еще плывет к нам с прошлогоднего фестиваля. Среди его грузов абсурдистская драма "Такешиз" — так называемый 12-й том собрания сочинений Такэси Китано, культового японского режиссера и актера, который стал настолько великим, что может позволить делать фильмы о себе. И политико-эротическая мелодрама француза Лорана Канте "На юг", где на фоне африканской экзотики Шарлотта Рэмплинг играет одну из женщин-пионерок секс-туризма. И, наконец, "Сочувствие госпоже Месть" — завершающая часть трилогии о мести, которую снял кореец Чхан Ук Пак. В трилогии наиболее знаменита (поскольку получила благословение Тарантино) вторая часть "Oldboy", но она уже была на наших экранах. Теперь вместе с третьей выйдет первая — с симметричным названием "Сочувствие господину Месть". Жанр триллера поворачивается в каждом из фильмов неожиданными, порой гротескно-комедийными гранями.
Еще один припозднившийся корабль гружен исключительно чемоданами. На каждом бирка с фамилией владельца багажа: Питер Гринуэй. Это он загрузил судно "Чемоданами Тульса Люпера" — экспериментальной киноэпопеей, состоящей из трех частей, а в качестве копродюсеров имеющей Великобританию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Венгрию, Германию и Россию. Начинаясь в Моабской пустыне, фантастические приключения главного героя растягиваются чуть ли не на целое столетие, распространяются по разным странам и континентам и даже приводят его в СССР, где гидами ему служат несколько наших артистов.
Не менее занятный экспериментальный фильм покажет другой знаменитый британец — Майкл Уинтерботтом. "Тристрам Шенди: история петушка и бычка" — весьма нестандартная адаптация романа Лоренса Стерна. Фрагменты литературного сюжета перемежаются другим, который отражает коллизии съемочного периода, борьбу актерских амбиций (отсюда — петушок и бычок, причем в английском оригинале это соперничество более откровенно завязано на эротическую символику).
Неожиданную для иранского кино тему поднял Мохсен Махмалбаф в фильме "Секс и философия", но здесь ему, вероятно, помогли преодолеть традиционное целомудрие и табу исламской культуры копродюсеры — Таджикистан и Франция. Франция — уже без всяких копродюсеров — поет гимн любви вечному городу в фильме "Париж, я люблю тебя". Это альманах киноновелл, действие каждой разыгрывается в одном из районов французской столицы и рассказывает о любовном приключении. Рассказчики же — не только выдающиеся французы (среди них Жерар Депардье и Оливье Ассаяс), но и не менее именитые иностранцы — Джоэл Коэн, Гас ван Сент и Том Тыквер. Наконец, любители эротического экстрима получат желаемое на просмотре фильма "Shortbus" американца Джона Камерона Митчела, который произвел самый большой скандал на Каннском кинофестивале. |
|
|
|
2 августа 2006 | 3703 просмотра |
Преувеличение, конечно. Пускай живут, чего уж там. Но отстранить Фон Трира и нижеперечисленных режиссёров от кино на какое-то время было бы неплохо. А ещё лучше – игнорировать их продукцию. Все они не небесталанные люди, вот только чрезмерная любовь критиков и околофестивальной публики превратили их чёрт знает в кого. Поэтому теперь кто-то из них повторяет чужие идеи, уверовав, они их собственные, кто-то тиражирует собственные находки, кто-то эксплуатирует свою популярность среди интеллектуалов. В любом случае, они бегут в замкнутом круге, их фильмы предсказуемы, не несут ничего нового, а их аудитория тупеет даже больше, чем потребители примитивных блокбастеров.
Итак, «расстрельный список» по «регионам» (Северная Европа, Восточная Европа, Западная Европа, Китай, Япония) :
Ларс Фон Трир. Неплохой до середины 90-х режиссёр загублен своими почитателями, вознесшими его вторичность и предсказуемость до заоблачных высот. Что такое нынешний Фон Трир : эпигонство по отношению к «новой волне», почти дословное повторение идей Брессона из разных интервью, бездарное использование ручной камеры (учиться, учиться и ещё раз то же самое у Фукасаку), примитивно понятое понятие «художественной провокации» (совокупление в кадре да издевательство над звёздами вроде Бьорк или Кидман), помпезные интервью, где самоирония давно сдалась под напором самодовольства. Всё.
Кто-то из уважаемых форумщиков удачно пошутил, назвав Фон Трира «нонконформистом». Это смешно. Нонконформистов в современном кино я вообще не вижу (разве ветераны вроде Сейдзуна Сузуки), это явление прошлого – Фуллер, Уэллс, Малль, названный Сейдзун-сан. Постановщики, готовые ради своего видения кино терять работу, страну, друзей, готовые удивлять и сбивать с толку каждым новым фильмом, обманывая ожидания. А преуспевающий продюсер и предсказуемый режиссёр Фон Трир всего лишь «ещё один кирпичик в стене» современного киноистэблишмента, стене «фестивального кино».
Эмир Кустурица. Самый талантливый в этой компании. «Отец в командировке» был одним из лучших фильмов 80-х. Но вот начиная с “Arizona dream” (я не буду переводить – все помнят слова Кустурицы, что это для него имя одноглазой рыбы) наблюдается явная деградация, упорно игнорируемая поклонниками режиссёра и жюри разных фестивалей. Что получается : “Arizona dream” – несколько удачных находок, перемежающихся бессмысленной тратой плёнки; «Подполье» - отличные идеи, затерявшиеся в чрезмерном метраже; «Чёрная кошка, белый кот» - заурядная цыганщина (фильм, где лучше всего запоминается сцена из чужой картины – здесь это «Касабланка» - хорошим быть не может). Посмотрим. Надеюсь, что Кустурица о своих поклонниках да о фестивалях забудет и выпустит настоящее кино.
Педро Альмомдовар. Творчество этого человека мне абсолютно чуждо, потому и восторги вокруг него я не могу понять. Собрать красивых актрис и заставить их изображать «грань нервного срыва» или мелодраматические страсти прямиком из pulp романов – по-моему, скука смертная. Фильмы Альмодовара характерны для испанской культуры ? Не верю, любой из немногих снятых Бунюэлем на исторической родине фильмов даёт об Испании больше представления, чем вся фильмография дона Педро. Глубокое проникновение в женскую психологию ? У Бергмана, Трюффо, Аллена – да. У Альмодовара – ничего.
Чжан Имоу. (Есть у него конкурент в лице Анга Ли, но тот в Америку повадился). Человек интересного визуального мышления (хотя куда ему до японских соседей вроде обоих Сузуки или Ито), который оказался в первых рядах моды на азиатское кино 80-х, задавшийся целью совместить своё мышление с мифологией фильмов о боевых искусствах. Получается пока претенциознейшая чушь, вызывающая ностальгические воспоминания о незатейливых, но зажигательных работах Джета Ли у Кори Йена, а то и ранних фильмах Джеки Чана.
Такаши Миике. Ему повезло, да и хитрец Миике изрядный. Неплохой постановщик, он может делать добротное жанровое кино. Но его попытки конкурировать с великим Фукасаку или мешать жанры в манере Теруо Ишии приводят к ахинее и скучнейшим результатам. Проблема в том, что когда Миике появился на фестивалях, про Ишии мало знали, потому фильмы нашего героя казались оригинальными (в этом повезло). Разоблачить наглеца могли Крис Дежарден и Марк Шиллинг, знатоки японского кино, но с ними Миике успел подружиться (хитрец, чего уж там). Сейчас, правда, Ишии и Фукасаку уже знают, потому популярность Миике увядает. Вообще же нынешнее состояние японского кино, прямо скажем, удручает. Китано или Мочизуки никак не сравнить с мастерами прошлого. Миике и подавно. Но это я отвлёкся.
Как ни старался, никого не подобрал для списка из США. Постановщики там делают неровные фильмы, преуспевают, проваливаются, но в загоне «фестивальной славы» не попадают. Система американского кино исторически всё же более объективна. Да, режиссёры блокбастеров-однодневок стригут купоны, режиссёры однодневок конъюнктурных украшают мебель Оскарами, а авторы политкорректного артхауса болтаются по пресловутым фестивалям. Ничего страшного – однодневки забудут, над Академией посмеются, политкорректный артхаус так и будет где-то болтаться. Настоящее кино путь найдёт. А его авторам придётся туго : удержаться на пике американского кино тяжело, вкусы переменчивы, а журналисты ехидны и непочтительны. Но тем ценнее достижения американского кино. Сейчас, правда, процент заурядных фильмов в США стал превосходить рамки дозволенного, но я уверен, что они справятся. В единственной стране, где не хуже американцев знают как делать кино (в Японии) дела не очень-то. Про Европу с Китаем я уже написал. |
|
|
|
25 июля 2006 | 2995 просмотров |
Фонд Михаила Калатозова и Кафе, прежде известное как "Кризис Жанра"
представляют киновечер, посвященный фильму Алексея Балабанова "Река". Вечер состоится 2 августа в клубе "Кризис Жанра".
Фильм Алексея Балабанова по роману польского писателя Вацлава Серашевского был отснят более чем наполовину. Однако после автокатастрофы 21 ноября 2000 года, в которой погибла исполнительница главной роли Туйара Свинобоева, съемки были остановлены. Лишь год спустя режиссер смонтировал отснятый материал и прокомментировал за кадром пропущенные сцены.
Будет показан фильм «Река». Картину представит продюсер Сергей Сельянов
Заходите в гости! |
|
|
|
11 июля 2006 | 3098 просмотров |
| I wanna read over your review on the film “Непобедимый(с Тимом Ротом в русском прокате)” by Verner Херцог! (по возможности на английском языке,..извините за избранные мной «привелегии»).. |
|
|
|
|