В очередной раз на праздниках посещая "35 мм", опять вспомнил про то, что каждый из участвовавших в его обсуждении про него думает и поймал себя на мысли, что, в общем-то, всё это не очень важно -- кино важнее. Так что к делу, к делу!
Итак, "Дневники мотоциклиста". Предыдущим известным мне фильмом Вальтера Саллеса был "Центральный вокзал", история о том, как судьбы людей сплетаются с путями писем, которые люди друг другу пишут. Мне показалось примечательным, что как и "Дневники", это тоже роуд-муви. Собственно, кроме дороги, в "Дневниках" почти ничего нет, "это не рассказ о героях", и, на мой взгляд, это хорошо -- фигура Гевары слегка истёрта поп-культурой и героизм на экране был бы излишним. Такого рода кино проще всего (и, наверное, правильней всего) воспринимать в экзистенциальном смысле, рассматривать движение вперёд как синоним духовного развития и становления личности. Что немного печально, здесь картина оказывается в проигрыше.
Каждый, кто смотрел "Время цыган" Кустурицы, наверное, с лёгкостью вспомнит о том, какая пропасть лежит между Перханом в тот момент, когда он лежит на куче угля в вагоне, и тем Перханом, которым он был, когда гипнотизировал индюка. Превращение Перхана из мальчика в мужчину не скрыто от наших глаз, тогда как в случае Эрнесто Гевары момент, когда он говорит Альберто о том, куда он дел 15 долларов, переданные ему Чичитой, становится неожиданным -- перед нами по-прежнему тот же юнец, который выехал три месяца назад из родного дома. Берналь убедительно демонстрирует нам 10,000 километров с лишком, пройденные друзьями вместе, и тягу Гевары к баракам, всегда находящимся на противоположном от него берегу реки, но становление личности самого Гевары почему-то остаётся за кадром. В некотором роде это не совсем претензия с моей стороны, а демонстрация собственной лёгкой зависти режиссёру, не поленившемуся протащить съёмочную группу по пяти странам родного континента. В этом смысле кадр, когда Эрнесто машет рукой своему другу из самолёта с надписью "Venezuela Cargo", может оказаться знаковым -- Берналю нет ещё и тридцати, и, возможно, вся его собственная дорога ещё впереди. Остаётся надеяться на то, что "дурное воспитание" не окажется тем, что в состоянии его с этой дороги свернуть.