КИНОПРОГРАММА НА 8 ММОКФ
Кураторы: – Наум Клейман, Максим Павлов
Программы Музея кино на 8 ММОКФ традиционно охватывают широкий круг тем, связывающих кинематограф и книжную культуру: от экранизаций классиков национальных литератур Германии, Италии и Болгарии до презентации вышедших в Якутии книг по истории национального кино, которая сопровождается показом практически неизвестных у нас фильмов, посвящённых истории и культуре этого самобытного региона России.
Одна из программ 2013 года посвящена теме "Нетерпимость", которая стала одной из магистральных в истории киноискусства. Специальный гость её, как и программы "Балканский перекрёсток", – писатель и киносценарист Анжел Вагенштайн (Болгария). Небольшую ретроспективу болгарских фильмов представляет директор Института искусствознания Болгарской Академии наук, киновед, д-р Александр Янакиев. Программа неигровых фильмов этого фестиваля посвящена творческому союзу пушкиниста, историка, сценариста Виктора Листова и режиссёра Игоря Калядина.
В обеспечении и организации этой программы принимали активное участие:
Болгарский культурный институт,
Итальянский институт культуры вМоскве,
Немецкий культурный центр имени Гёте,
д-р Александр Янакиев и д-р Петр Кырджилов (Институт искусствознания Болгарской академии наук, г. София),
Государственное национальное хранилище кинодокументов о Республике Саха (Якутия) Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия),
ГБУК "Московское кино",
ООО Агентство "ИНТЕРСИНЕМА",
а также сотрудники Музея кино Ольга Улыбышева, Вера Румянцева, Ксения Курбатова, Игорь Билоцеркович и Эдуард Шуленин.
Литературный кинокалендарь:
120 лет Виктору Борисовичу Шкловскому
110 лет Камилю Ярматову
Творчество В. Б. Шкловского (1893-1984) по праву принадлежит и искусству словесности, и искусству кино. Многие фильмы, снятые по его сценариям, – частые гости программ Музея кино.
Пользуясь "датским принципом", мы решили показать зрителям в этот раз незаслуженно забытый фильм, сделанный в Ташкенте в 1947 году и ставший одним из лучших республиканских фильмов "периода малокартинья".
В создании сценария наряду с Виктором Борисовичем принимали участие узбекские мастера, среди которых наиболее ярким стал Камиль Ярматов (1903-1978) – выдающийся узбекский советский режиссёр, чьё имя позднее было присвоено студии "Узбекфильм", одной из старейших республиканских студий СССР. Первый вариант сценария был написан ещё в довоенное время – постановка планировалась к 500-летию со дня рождения великого поэта Средней Азии Алишера Навои, но была прервана начавшейся Великой Отечественной войной. Второй вариант сценария создавался после войны при активном участии режиссёра фильма и кинодраматурга Алексея Спешнева. Выход кинокартины на экраны в начале 1948 года стал заметным событием "скудной" киножизни Советского Союза в послевоенное время. Великолепны актёрские работы – в первую очередь исполнителей главных ролей Асата Исматова и Разака Хамраева, филолога по образованию, увлекавшегося поэзией Навои. Высокая постановочная культура оператора Михаила Краснянского и художника-постановщика Варшама Еремяна, а также почти полный отказ от макетов (в результате чего фильм сохранил неповторимое очарование Самарканда, чьи улицы и площади стали главными съёмочными площадками) позволяют отнести эту кинокартину, решённую в духе эпико-легендарной драмы, к одному из наиболее удачных опытов работы советских кинематографистов в биографическом жанре.
7 июня
14.00
Киноконцертный зал
АЛИШЕР НАВОИ
Режиссёр: Камиль Ярматов
Авторы сценария: Алексей Спешнев, Иззат Султанов, Виктор Шкловский, Уйгун
В ролях: Разак Хамраев, Асат Исматов, Обид Джалилов, Тамара Назарова, Саат Талипов, Рахим Пирмухамедов, Лутфулла Назруллаев, С. Юнусов, Ш. Азимов, Кудрат Ходжаев, А. Ташбаев, Хикмат Латыпов
Производство: Ташкентская киностудия
СССР/УзССР, 1948, 99 мин.
Литературный кинокалендарь:
100 лет Фантомасу
Даты рождения литературных и кинематографических героев отмечаются не так часто – для этого должны быть весомые поводы: герой вымысла, воистину, должен стать "народным" героем.
9 мая 1913 года в крупнейшем на тот момент кинотеатре мира "Gaumont-Palace" на площади Клиши в Париже состоялась шумная премьера кинокартины "Фантомас: В тени гильотины" – первой из цикла фильмов о зловеще-обаятельном преступнике. В основу творения режиссёра Луи Фейада был положен первый же из цикла романов о Фантомасе, вышедший всего двумя годами ранее. Трудно переоценить значение в истории массовой культуры первых 32 романов, которые написали Марсель Аллен и Пьер Сувестр в 1911-13 годах, и пяти фильмов первого киноцикла о Фантомасе Луи Фейада (1913-1914). Впоследствии мировой кинематограф неоднократно обращался к образу героя, который обрёл голос в 1932 г. в фильме режиссёра Пала Фейоша. Франсуа Трюффо, говоря о значении творчества Луи Фейада для истории французского кино, сравнивал его с той ролью, которую сыграл в литературе XIX века Александр Дюма.
В нашей стране Фантомас стал известен по комедийной кинотрилогии Андре Юнебеля (1964-67) с участием Жана Марэ и Луи де Фюнеса. Благодаря её популярности у советского зрителя Фантомас становится одним из нарицательных "героев" в отечественных популярных фильмах "Семь стариков и одна девушка" (1968) и "Анискин и Фантомас" (1974). Фантомасу посвящена книга Андрея Шарого "Знак F: Фантомас в книгах и на экране" (НЛО, 2007), а в цикле детективных романов Бориса Акунина знаменитый сыщик получает русифицированную фамилию одного из героев цикла романов о Фантомасе – Фандора.
Отдавая дань уважения "отцам" популярного литературного и кино- героя, в год столетия его воплощения на экране мы показываем одну из лучших картин Луи Фейада из первого цикла фильмов о Фантомасе 1913-14 годов.
8 июня
14.00
Киноконцертный зал
ФАНТОМАС ПРОТИВ ФАНТОМАСА / Fantômas contre Fantômas
Автор сценария и режиссёр: Луи Фейад (по роману Марселя Аллена и Пьера Сувестра "Полицейский-бандит")
В ролях: Рене Наварр, Жорж Мельхиор, Лоран Морлеа, Рене Карл, Джейн Фабер, Иветт Анрейор, Нодье
Производство: Société des Etablissements L. Gaumont
Франция, 1914, ок. 40 мин.
Литературный кинокалендарь:
150 лет Габриеле Д'Аннунцио
Личность Габриеле Д'Аннунцио (1863-1938) по сей день продолжает вызывать споры как у него на родине в Италии, так и во всём мире. Фантастическая популярность Д'Аннунцио в конце XIX – начале XX века не обошла стороной и Россию. Наши соотечественники познакомилось с творчеством Д'Аннунцио в 1893 г.: в "Северном вестнике" под названием "Невинная жертва" был опубликован выполненный М. М. Ивановым перевод романа "L'innocente" (1892). Культ его автора в русском обществе приобрёл черты мании: пишется множество статей и рецензий, в 1904 г. в Киеве выходит полное собрание сочинений Д'Аннунцио, театры ставят его пьесы, появляются экранизации его произведений, в том числе и не сохранившийся, к сожалению, фильм "Невинная жертва" (1916) Петра Чардынина.
Удивительная кинематографичность произведений писателя, перенесённых на экран более трёх десятков раз, была замечена ещё пионерами "нового искусства". Конечно же, как и их публика, они были подвержены "моде" на итальянского декадента, – не случайно большая часть экранизаций была создана в эпоху "великого немого". Да и сам автор отдавался власти "десятой музы": достаточно вспомнить его работу над суперколоссом раннего кино – фильмом Джованни Пастроне "Кабирия" (1914), ставшего прообразом жанра "пеплум".
Однако наиболее ярким воплощением образов Д'Аннунцио на экране стал последний фильм великого Лукино Висконти (1906-1976).
В беседах с Костанцо Костантини Висконти, подчёркивая, что "Невинный" наиболее кинематографичен из всех романов классика итальянской литературы, говорил: "Пришло время вернуться к Габриеле Д'Аннунцио, после пятидесяти лет забвения, даже надругательства. […] "Невинный" – это не шедевр, но это превосходный роман. И верно, что Туллио Эрмиль – свехчеловек больше на словах, чем на деле, но мы изменили его образ. Сегодня никто бы не потерпел ницшеанского сверхчеловека, как никто бы не потерпел человека, убивающего ребёнка. Поэтому в фильме всё изменено. Убив ребёнка, которого Джулиана родила от любовника, Эрмиль кончает с собой. Он наказывает себя. Такой персонаж выглядит более реально. Так он легче будет восприниматься публикой" (пер. Л. Аловой).
По замыслу Висконти, главные роли в фильме должны были сыграть Ален Делон и Шарлотта Рэмплинг, но многое изменилось в процессе съёмок фильма, премьера которого состоялась на Каннском фестивале спустя почти два месяца со дня смерти маэстро.
"Это был фильм Лукино Висконти" – такой надписью завершили картину его "сообщники", которым ещё перед началом съёмок он говорил, что если бы мог, то вместо Д'Аннунцио взялся бы делать ещё одного "Рокко…".
9 июня
14.00
Киноконцертный зал
НЕВИННЫЙ / L'innocente
Режиссёр: Лукино Висконти
Авторы сценария: Сузо Чекки Д'Амико, Энрико Медиоли и Лукино Висконти (по одноименному роману Габриеле Д'Аннунцио)
В ролях: Джанкарло Джаннини, Лаура Антонелли, Дженнифер О'Нил, Рина Морелли, Массимо Джиротти, Дидье Одепен, Мари Дюбуа, Роберта Паладини, Клод Манн, Марк Порель
Производство: Rizzoli Film, Les Films Jacques Leitienne, Société Imp. Ex. Ci. – Nizza, Francoriz Production S.A. – Parigi
Италия – Франция , 1976, 128 мин.
"Нетерпимость"
XX век вошёл в историю и как век кино, и как век нетерпимости. Впрочем, нетерпимость была свойственна всем эпохам и народам задолго до рождения десятой музы, которую столь часто в прошедшем веке, да и ныне, обвиняют в эскалации насилия. Обвинения эти однобоки и пристрастны: кино – лишь барометр общественных настроений, отражающий самые разные тенденции в жизни человечества. Гораздо чаще киноискусство призывало к пониманию иного, к братству, предостерегая от всех форм проявления ненависти. Недаром одно из основополагающих произведений нового искусства, рождённое на свет гением Дэвида Уорка Гриффита в 1916 году, получило название "Intolerance" / "Нетерпимость" с подзаголовком "Борьба за любовь в веках": это было как будто предостережение наступившему веку и самому рождающемуся новому искусству, которое получило невиданную до того силу воздействия на массы.
Небольшая кинопрограмма, подготовленная Музеем кино специально для фестиваля этого года, состоит из фильмов, в центре внимания которых проявления различных видов нетерпимости: расовой, религиозной, классовой. Созданные в разных странах Европы в последней трети XX века, они, несмотря на разницу стилевых приёмов и средств, подчёркивают разрушающий характер ненависти и нетерпимости, обращают зрителя к гуманистическим ценностям поверх разделяющих нас – часто искусственно – барьеров.
Пусть эта программа станет своеобразной кинопроповедью толерантности и любви к инакому во время, когда количество злобной нетерпимости преумножается ежеминутно!
7 июня
16.30
Киноконцертный зал
СТРАХ СЪЕСТЬ ДУША / Angst essen Seele auf
Режиссёр: Райнер Вернер Фассбиндер
Автор сценария: Райнер Вернер Фассбиндер
В ролях: Бригитта Мира , Эль Хеди Бен Салем, Барбара Валентин, Ирм Херманн, Райнер Вернер Фассбиндер, Карл Шейдт, Эльма Карлова, Анита Бухер, Густи Крайссль, Вальтер Зедльмайр, Лизелотта Эдер, Марквард Бом, Харк Бом
Производство: Filmverlag der Autoren, Tango Film
ФРГ, 1974, 89 мин.
8 июня
16.00
Киноконцертный зал
ГОЙЯ, ИЛИ ТЯЖКИЙ ПУТЬ ПОЗНАНИЯ / Goya – oder der arge Weg der Erkenntnis
Режиссёр: Конрад Вольф
Авторы сценария: Анжел Вагенштайн, Конрад Вольф (по одноимённому роману Лиона Фейхтвангера)
В ролях: Донатас Банионис, Верико Анджапаридзе, Оливера Катарина, Игорь Дмитриев, Михаил Козаков, Рольф Хоппе, Татьяна Лолова, Людмила Чурсина, Ариадна Шенгелая, Игорь Васильев, Арно Вишневский, Мечислав Войт, Фред Дюрен, Эрнст Буш
Производство: DEFA-Studio für Spielfilme, Künstlerische Arbeitsgruppe "Babelsberg", Киностудия "Ленфильм", Студия за игрални филми "Бояна", Bosna Film
ГДР – СССР – НРБ – СФРЮ, 1971, 166 мин.
9 июня
16.30
Киноконцертный зал
ОКРАИНА
Режиссёр: Пётр Луцик
Авторы сценария: Пётр Луцик, Алексей Саморядов
В ролях: Юрий Дубровин, Николай Олялин, Алексей Ванин, Алексей Пушкин, Римма Маркова, Виктор Степанов, Анатолий Кощеев, Виктор Венес, Александр Вдовин, Олег Мокшанцев
Производство: Кинокомпания "Утро XXI века"
Россия, 1998, 100 мин.
Мастера неигрового кино России:
Игорь Калядин
Предлагаемая программа посвящена творчеству Игоря Калядина, известного режиссёра кино и телевидения. На протяжении нескольких десятилетий в центре его внимания находятся самые трудные, самые острые вопросы отечественной истории и культуры. Обращаясь к ним, автор – один из самых образованных людей нашего экрана – выступает как художник, глубоко и лично переживающий "дни торжеств и бед народных", способный проникать в сознание и души своих исторических героев. В лентах Калядина художественно преодолевается граница между прошлым и настоящим, между актуальным и, казалось бы, забытым.
Фильмы, выбранные для просмотров, по мнению составителей, как раз и соответствуют этим особенностям творчества мастера.
Картины дня первого – о Пушкине, о том, что великий поэт более знаменит, чем понят; о межнациональных источниках, питающих его поэзию.
Картины дня второго прослеживают жизненные и творческие пути Котэ Марджанишвили и Тенгиза Абуладзе, великих поэтов кино, составляющих славу грузинского и русского искусства.
Картины дня третьего – о древней и новой России. На первый, поверхностный взгляд их герои далеки друг от друга и несопоставимы друг с другом: князь Андрей Боголюбский и наш современник, дивный художник Геннадий Добров. Но их объединяет общее страдание, общая боль, общая тревога о судьбе Отечества.
Таковы едва ли не все герои фильмов Калядина.
Виктор Листов
7 июня
13.30
Пресс-центр
БЕЗУМЕЦ БЕДНЫЙ
Автор сценария: Виктор Листов
Режиссёр: Игорь Калядин
Россия, Телеканал "Культура", 2000, 52 мин.
АФРИКАНСКИЙ УРАГАН
Автор сценария: Виктор Листов
Режиссёр: Игорь Калядин
Россия, 2011, 40 мин.
8 июня
13.30
Пресс-центр
КОТЭ МАРДЖАНИШВИЛИ. ПРОСТРАНСТВО ТРАГЕДИИ
Автор сценария и режиссёр: Игорь Калядин
Россия, Телеканал "Культура", 2011, 40 мин.
ПОКАЯНИЕ ТЕНГИЗА АБУЛАДЗЕ
Автор сценария и режиссёр: Игорь Калядин
Россия, Телеканал "Культура", 2011, 40 мин.
9 июня
13.30
Пресс-центр
СЕВЕРНАЯ КОЛЫБЕЛЬ РОССИИ
Автор сценария: Виктор Листов
Режиссёр: Игорь Калядин
Россия, Центр-студия национального фильма "XXI Век", 2006, 26 мин.
НОЧНЫЕ ЛЕТОПИСИ ГЕННАДИЯ ДОБРОВА
Автор сценария и режиссёр: Игорь Калядин
Россия, 2013, 39 мин.
Региональное кино России – Якутия (Саха):
Музей кино и Госкинохранилище Якутии
представляют издания по истории национального кино
и программу фильмов
На протяжении почти 25 лет своей деятельности Государственный центральный музей кино считает своим долгом представлять региональные школы российского кино. В этом году в центре внимания – Якутия. Программа подготовлена совместно с сотрудниками Госкинохранилища Якутии.
Государственное национальное хранилище кинодокументов о Республике Саха (Якутия) Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) создано в 1996 г. в целях сохранения кинолетописи Якутии. По состоянию на 1 апреля 2013 г. фонд Госкинохранилища составляют 26 296 единиц хранения – аудиовизуальные документы о Якутии, начиная с 1925 года, когда съемки участия якутской делегации на праздновании 200-летия Российской Академии наук в Ленинграде стали первой фиксацией якутов на кинопленку.
При Госкинохранилище создан Общественный Музей кино Якутии. Одной из основных задач музея является издательская деятельность: с 1995 года издано почти 30 книг по истории кино Якутии на русском и якутском языках, в т.ч. 6 томов каталога Госкинохранилища Якутии и 11 книг из серии "Люди за кадром", рассказывающих о работниках кино Якутии. Заметным событием в истории отечественного регионального киноведения стал выход в 2011 году книги И. С. Жараева "Заметки из истории кинематографии Якутии". Иван Спиридонович – Заслуженный работник культуры РСФСР и ЯАССР – с 1959 года работал Председателем Госкино ЯАССР, собрал богатейший архив о развитии кинообслуживания населения республики, был инициатором создания Госкинохранилища и Музея кино Якутии. Книга охватывает историю кино в Якутии с 1912 года по наши дни. В рамках её презентации на ММОКФ сотрудниками Госкинохранилища Якутии подготовлена специальная программа, рассказывающая о Якутии и якутах языком кино.
7 июня
15.30
Пресс-центр
ДЕЛЕГАЦИЯ ЯКУТИИ НА I ТЮРКОЛОГИЧЕСКОМ СЪЕЗДЕ В БАКУ 1926 г.
Режиссёры: Юрий Васильев, Семён Андреев
Россия / Республика Саха (Якутия), Госкинохранилище, 2002, 24 мин.
ЫСЫАХ
Режиссёр: В. Стрельцов
СССР / РСФСР, Иркутская студия кинохроники, 1946, 11 мин.
СОВЕТСКАЯ ЯКУТИЯ
Режиссёр: В. Григорьев
СССР/РСФСР, Центральная студия документальных фильмов, 1948, 44 мин.
ЗЕМЛЯ ПРЕДКОВ. УС ХАТЫН
Режиссёр: Татьяна Павлова
Россия / Республика Саха (Якутия), Студия 2М, Госкинохранилище, 2008, 19 мин.
8 июня
15.30
Пресс-центр
ПОВЕСТЬ О ЗЕМЛЕ ЯКУТСКОЙ
Режиссёр: Михаил Авербах
СССР/РСФСР, Восточно-Сибирская студия кинохроники, 1958, 65 мин.
ПРЕДСКАЗАНИЕ ЧОХОТУЙ
Режиссёр: Вячеслав Семёнов
Россия / Республика Саха (Якутия), 1998, 40 мин.
ОЛОНХОСУТ
Режиссёр: Семён Андреев
Россия / Республика Саха (Якутия), Госкинохранилище, 2009, 13 мин.
9 июня
15.30
Пресс-центр
ОДНАЖДЫ
Режиссёр: Октябрина Потапова
Россия, Киностудия "Союзмультфильм", 2002, 5 мин.
КАРАСЬ. КОМАР
Режиссер Роберт Лабидас
Россия / Республика Саха (Якутия), Продюсерский центр "Арктик-Синема", 2002, 14 мин.
ВАСИЛИЙ ТЕРКИН
Режиссер Роберт Лабидас
Россия, фильм создан при поддержке НО Фонд социально-культурных программ "Губерния", 2003, 13 мин.
ПОКУДА ДУЕТ ВЕТЕР
Режиссёр: Сергей Потапов
Россия / Республика Саха (Якутия), "Синемапродакшн", 2010, 76 мин.
Балканский перекрёсток:
Болгария, век XX
Представить тремя фильмами культуру страны, которая претендует на то, что существует как государство, не меняя названия, уже более 13-ти веков, конечно, невозможно. Но мы попытались показать несколько узловых моментов развития Болгарии и национального кино в рамках ХХ века.
"Балканская война" – документальная лента, "Похититель персиков" – экранизация известной повести классика болгарской литературы Эмилияна Станева, а фильм после "После конца света" создан по сценарию писателя Анжела Вагенштайна. Это один из срезов разнообразия, к которому стремились составители программы.
Наша маленькая панорама охватывает поворотные моменты истории ХХ века, – и это ещё один из важных аспектов нашей программы: Балканские войны предшествовали Первой мировой войне, действие "Похитителя персиков" происходит непосредственно после её окончания, а в последней картине совмещены два исторических пласта – конец 40-х и начало 90-х гг.
С точки зрения истории кино автор "Балканской войны" Александр Жеков – первый болгарский документалист. "Похититель персиков" – один из лучших болгарских фильмов 60-х гг., когда кинематография набирала силу, а авторы стали говорить своим языком: картина отходит от традиций историко-революционного кино и показывает чисто человеческие отношения на руинах войны. Лента Ивана Ничева – продукт нового времени – европейская копродукция, что сказалось как минимум на выборе исполнителей. Главная тема – этническая толерантность проживающих в Болгарии людей, подвергшаяся изменениям в годы социализма и еще раз после его краха: герои-дети не понимают многого из того, что случается рядом, повзрослевши, они открывают для себя новые истины о прошлом.
Во всех трёх картинах можно найти "русский след". В центре довольно большого эпизода "Балканской войны" – быт русского военного лазарета. Знаменательно то, что автор фильма Александр Жеков закончил в 1902 г. Севастопольские мореходные классы, а позже, по его словам, работал в Московском отделении "Пате". Анжел Вагенштайн и Выло Радев – выпускники ВГИКа.
Александр Янакиев
7 июня
17.30
Пресс-центр
БАЛКАНСКАЯ ВОЙНА. 1912-1913 / Балканската война. 1912-1913 год
Режиссёр: Александр Жеков
Болгария, 1913, 40 мин.
8 июня
17.30
Пресс-центр
ПОХИТИТЕЛЬ ПЕРСИКОВ / Крадецът на праскови
Автор сценария и режиссёр: Выло Радев (по повести "Похититель персиков" Эмилияна Станева)
В ролях: Раде Маркович, Невена Коканова, Михаил Михайлов, Наум Шопов, Васил Вачев, Георги Георгиев, Иван Братанов, Иван Манев, Теодор Юруков, Никола Дадов, Людмила Чешмеджиева, Ради Вылов.
Производство: Студия за игрални филми "Бояна"
НРБ, 1964, 80 мин.
9 июня
17.30
Пресс-центр
ПОСЛЕ КОНЦА СВЕТА / След края на света
Режиссёр: Иван Ничев
Автор сценария: Анжел Вагенштайн
В ролях: Стефан Данаилов, Катерина Дидаскалу, Васил Михайлов, Георги Калоянчев, Татьяна Лолова, Георги Русев, Никола Рударов, Васил Василев-Зуека, Александр Морфов, Петр Слабаков, Петр Попйорданов, Джоко Росич, Афена Папас, Николай Урумов.
Производство: Българска национална телевизия (БНТ), Hellenic Radio & Television (ERT) ET-1, Mitteldeutscher Rundfunk – MDR, Programe Media-II, Мета БМ-4, Marathon Films, Saxonia Media Filmproduktion GmbH
Болгария – Греция – Германия, 1998, 112 мин.