Есть мнение, (которое я с удовольствием разделяю), что человеческая мысль материальна. Ничто в сознании не возникает без влияния на людей, а обстановка в обществе легко приводит к тому, что идеи начинают витать в воздухе. И во всём этом есть два важных момента. Первый: творческие люди в любом случае оказываются чувствительнее обычных к насыщенной социальной атмосфере. Второй: умные люди в любом случае найдут способ этим насыщением управлять.
<br>
<br>С первого взгляда на фильм понятно, что два его главных персонажа находятся, в некотором роде, вне пределов поля суждений одного человека о них. Само собой разумеется, что Буш -- продажная сволочь; само собой разумеется, что Мур -- подлый провокатор. Повествование его кажется несвязным; Мур иногда скачет по временам так, чтобы сопоставить удобные ему факты, да делает это настолько открыто, что даже Станислав Зельвенский возмущается: "браво, Майкл Мур знаком с эффектом Кулешова". Но уж очень большой кусок повествования в конце отводится пассажам о человеческом невежестве. И из-за них обстановка сильно преображается. Мур из смешного толстяка, напоминающего мне героя "Твин Пикса", прячущегося под трибунами во время матча для того, чтобы заглядывать девочкам под юбки, вдруг превращается в игрока, обнаруживающего у себя множество козырей в рукаве. Игра с названием -- здесь и Брэдбери со свими сжигателями книг. Игра с цитатами -- он очень открыто ссылается на почти химерический в данном контексте "1984" (да-да, "Фаренгейт" действует и на массы, причём "совершенно геббельсовским способом"), и два раза, почти незаметно, -- на "Ярость" Фрица Ланга, с которым у него обнаруживаются (я прошу никого не думать, что я отпускаю чересчур сильный комплимент Муру и сравниваю его с Лангом) некоторые параллели.
<br>
<br>Ланг ненавидел ярость, невежество и инфантилизм толпы. Критики послевоенного времени в один голос заявляли, что вышедший в 1936-м году фильм "Ярость" предсказал приход к власти фашизма, как режима, основанного только и исключительно на этих качествах. Идея витала в воздухе. Творческий человек ощутил её сильнее других. Разумеется, Буш -- продажная сволочь. Разумеется, Мур -- подлый провокатор. Но "Фаренгейт" не об этих мелочах по сути. Очень похоже, что это предчувствие чего-то большего. Повторяющегося из десятилетия в десятилетие.