Вы сейчас с Манским сотрудничаете?
Да мы и тогда особо не сотрудничали. Могу только сказать, что он не из тех продюсеров, которые будут стоять за спиной и говорить: "Это так снимай, это не так. Так монтируй, так не монтируй". В отношении моего фильма легкость еще заключалась в том, что
День шахтера уже был практически готов. Меня это сильно мобилизовало, Манский ведь поставил сроки, в которые нужно было фильм закончить. Если бы они отсутствовали, я бы его еще очень-очень долго мог снимать.
Почему вам так важно быть продюсером на каждом своем проекте?
Не так уж и важно, просто я не люблю какой-либо обязаловки. Когда появляется продюсер, появляется ответственность, ставятся сроки и ограничения. Я этого не терплю в документальном кино. Тем более, что я не знаю, как по-другому делается то кино, которое снимаю я. Поэтому свой новый фильм я снова снимаю сам по себе — без продюсера. Длится процесс съемок полтора года, и я не могу себе представить продюсера, который смог бы это выдержать. Потом, первый фильм — он ведь на курсах еще начался. О каком продюсере там могла идти речь? Второй фильм — да. А третий сложен тем, что если я расскажу кому-нибудь его тему и содержание, он тут же перестанет работать. А как искать продюсера, если ты не можешь ему сказать, о чем ты хочешь снимать кино? Так что я сейчас в одиночку довожу до ума новую работу.
Кадр из фильма "День шахтера"
Чужое кино продюсировать не думали?
У меня даже задуматься об этом нет времени. С собой бы справиться. Я думаю о другом — вот я сниму третий фильм, а дальше что? У меня всегда такие мысли. Такой маленький кризис — что делать дальше? Пока у тебя есть материал, ты живешь, делаешь что-то. Вы знаете, я бы вот хотел что-нибудь в театре поставить. Очень много разных планов, не только кино.
Нет желания продолжить снимать игровые фильмы? У вас же есть подобный опыт — студенческая игровая короткометражка Ледниковый период.
Замыслы есть. Один на 5 минут, который возможно растянуть на полный метр. Там такая история, что интересно, почему герои это сделали. Эта ситуация для меня - маленькая головоломка, на которую пока не хватает времени. Что касается чужих сценариев — не представляю, как бы я по ним снимал.
Про соавтора сценария не думали?
Да с удовольствием поработал бы в соавторстве. Я ведь не писатель. И совсем не представляю, как пишутся диалоги. Я могу только придумать какую-то схему. Но единомышленника сложно найти. Человека, который бы думал, как ты. Как бы я ему сказал — сегодня поехали сюда, завтра туда. Он ведь не сможет наверняка, скажет: "Я в это время работаю". А я всю свою жизнь составил таким образом, чтобы мне было в любой момент удобно положить коньки, взять камеру и уехать. В этом отношении я абсолютно свободен.