Какова ваша техника? Куклы? Рисованная мультипликация? Коллаж? Применяете ли Вы новые технологии — например, компьютерную графику?
Есть у меня какие-то совсем крошечные элементы компьютерной графики, но в основном все делается вручную. Мной делаются эскизы, по эскизам огромный коллектив мастеров все эти куклы изготовливает. Потом их раскрашивают, двигают, идет раскадровка, и все это абсолютно кустарным способом!
Что и говорить, сейчас уже так не работают.
Нет, к сожалению. Искусство анимации сегодня умирает. Уникальные мастера, работающие за копейки, творят подлинные чудеса. И стоит это всего ничего! Наш фильм, будучи полнометражным, обойшелся бы в три-четыре, максимум в пять миллионов евро. Много, скажете? Так вот, на Западе такой анимационный фильм, сделанный вручную, обходится в 180-200 миллионов! А нам денег практически не дают вообще. Министерство культуры отстегивает какие-то копейки. И оттого полнометражный мультфильм, который должен делаться два, от силы три года, мы делаем уже 10 лет, за которые был отснят лишь 20-минутный пилотный ролик. И если государство и дальше будет скаредничать, работа растянется еще на четыре-пять лет. Такое вот отношение к "Созмультфильму", уникальной студии, воспитавшей несколько поколений изумительных мастеров.
Начиная еще с 30-х годов, советская мультипликация переживала поистине Золотой век.
Эта эпоха породила целую плеяду. То были великие мастера. Иванов-Вано изобрел плоские движущиеся фигурки, позволявшие более полноценную ликвидность, чем у Диснея. Птушко получил всемирную известность, создав фильм
Новый Гулливер (1935). Там он смешал в одном кадре кукольную мультипликацию и актерскую игру. В 50-х фильмы Фёдора Хитрука выполнялись в экстремально плоском гротесковом стиле. А каким шедевром были
Каникулы Бонифация Алимова! И, конечно же, классика -
Ежик в тумане, философская притча
Норштейна, доброго сказочника, с которым мы затеваем новый проект. Есть еще
Стеклянная гармоника Хржановского, для которой музыку - подлинную гармонию сфер! - написал Шнитке. Советские мультфильмы 70-х годов вообще часто сопровождала авангардная музыка, которую, кроме Шнитке, писали Эдуард Артемьев, Владимир Мартынов. Записи делались на московской Экспериментальной студии электронной музыки, основанной в 1967 году.
Эти мультфильмы имели не только художественную ценность, но и несли воспитательную функцию. Выполняет ли подобную миссию анимация сегодня?
Увы, сегодняшняя анимация приобрела в массе своей сугубо коммерческий характер. И эта продукция сегодня детей не столько воспитывает, сколько растлевает. Компьютерная мультипликация - это мертвое искусство, которое разрушает психику детей, да и взрослых тоже. Есть, конечно, интересные работы, в частности, у японцев, но в основном все переведено сегодня на коммерческие рельсы, в рекламу. А в кинопрокат у нас идет разве что эдакая "панславянская" агитка, ура-патриотическая брюква, якобы призванная поднять дух молодежи — и на нее-то деньги находятся. Что делать, у правительственных чиновников со вкусом не всегда все обстоит благополучно — скорее наоборот. И когда говорят, что, мол, мультфильм создан только для детей — это очень плохо. Дети-то ведь не глупее взрослых. Наоборот, взрослым свойственно впадать в слабоумие. И в анимации, этом важнейшем звене для воспитания, мы сегодня стремительно теряем профессионализм, теряем культуру, теряем все.
Трейлер фильма Гофманиада
Общеизвестно, что анимация в России сегодня находится в состоянии полного развала. Гофманиада, как и вся мультипликация, пребывает в состянии глубокого сна. Возможна ли реанимация? Где тот сказочный принц, который ее "оживит"? И сбудется ли сказка?
Я думаю, что сказка сбудется невзирая ни на что. Но для этого нужно два обыкновенных чуда. Первое — если правительство уразумеет, наконец, важную роль, которую играет мультфильм для воспитания в детях разумного, доброго, вечного, и выдаcт деньги в нужном объеме. Второе чудо — сказочному принцу по имени Спонсор вдруг придет озарение. И тогда на "Союзмультфильм" прилетит волшебник в голубом вертолете. Поймет олигарх тароватый, что существует Россия, что существуют в России дети, наконец, — да и раскроет кошель глубок, да карман широк!