Премьера
Бенгази Августо Дженины состоялась во время открытия фестиваля в театре Сан-Марко в Венеции. Как писали обозреватели, зал был полон, и зрители восторженно приветствовали картину и ее режиссера. На закрытии фильму вручили Кубок Муссолини.
В
Бенгази Дженина персонализирует войну, показывая нелегкие будни простых людей во время сражений между державами Оси и союзными войсками в Северной Африке. В своем последнем военном фильме Дженина рассказывает о 57-дневной британской оккупации североафриканского города Бенгази. Фильм снимался в бешеном темпе, в короткий период между выводом британских войск в 1942 году и повторным взятием города в начале 1943-го. Отрицая традиционную фабульную основу и единое повествование, Дженина сплетает виньетки, описывающие жизнь итальянских поселенцев в оккупированном британцами городе. Фильм состоит из четырех переплетающихся историй об итальянских поселенцах, из разных слоев общества с различными образами жизни. Из отдельных историй вырисовывается основная идея фильма: против чего мы боремся и что защищаем. Фильм крайне сентиментален. Осажденные итальянцы – все как один благородны и самоотверженны. Они – невинные жертвы, а британцы – лживые, порочные, подлые угнетатели.
Сцена из фильма Бенгази
Фильм снят на студии Чинечитта в дешевых североафриканских декорациях, сделанных "под восток", якобы в точности реконструирующих городской квартал. На конечном продукте явно сказывается нехватка денег и времени.
Бенгази не вышел в широкий прокат из-за дальнейших потерь итальянцев в Северной Африке.
В фильме нет ни одного фашистского символа, ни один из персонажей открыто не ссылается на идеологию. Большую часть фильма, вплоть до самого конца, на экране нет итальянских вооруженных сил, так как мужчины либо скрываются, либо находятся в плену. Согласно
Бенгази, итальянцы боролись за свое сообщество, ощущая ответственность за родных и соседей. Ни патриотизм, ни преданность Оси не заявлены как причины борьбы. Вместо призывов защищать фашизм или Дуче, акцент сделан на более ранние ценности – семья, сообщество. Фильм не показывает, во имя чего идет идеологическая борьба, мы видим лишь то, против чего она идет. Враг очевиден, но "Новая Европа" Оси либо не упоминается вовсе, либо упоминается, но не достаточно явно. И наконец, тот факт, что в фильме национальный конфликт перенесен в колониальный ландшафт, свидетельствует о нестабильности в самой Италии.
В фильме закрытия кинофестиваля фашизм в кризисный период показан в выгодном свете.
Мы, живые режиссера Гоффредо Алессандрини шел в последний вечер фестиваля с 19:30 до полуночи. Вероятно, чтобы как-то взбодрить публику, после долгого (4,5 часа) и тяжелого просмотра публике показали мультфильм
Nel paese dei ranocchi (
В стране лягушек). В экранизации романа Эйн Рэнд "Мы, живые" используются приемы голливудской мелодрамы. Фильм критикует большевистский режим, воспевая принципы индивидуализма. На фестивале он получил главную награду - Premio della Biennale (Приз Биеннале).
Мы, живые повествует о трех персонажах – Кире, Лео и Андрее, чьи жизни разрушает репрессивный и прогнивший большевистский режим. Для фильма характерна преувеличенная эмоциональность, множество крупных планов и "звездная" игра актеров.
Мы, живые - это история великой любви в пучине войны и революции. Сюжет опирается на мелодраматические шаблоны – смертельная опасность, обильные слезы и бесконечное решение вопросов жизни и смерти. Действие достигает кульминации в последней сцене, где Кира, главная героиня, пытается бежать через границу в подвенечном платье (чтобы быть незаметной на белом русском снегу), которое она так и не надела, когда была невестой. У границы ее настигает пуля, ей так и не суждено вырваться на свободу.
Главная тема фильма – коммунизм, уничтожающий личность. За исключением Андрея, настоящего героя, большевики в фильме порочны, жестоки и вульгарны. Это слабые духом приспособленцы, использующие идеологию в корыстных целях.
Антибольшевистские настроения стали лейтмотивом фестиваля 1942 года, что подчеркнуло общность фашизма и нацизма. Почти каждая из стран-участниц представила по антибольшевистскому фильму. Антибольшевизм лежал в основе фашистской идеологии с самого ее зарождения в 1920-х, но в ходе второй мировой войны итальянский антикоммунизм приобрел черты нацистского антикоммунизма, а с ними и расистский оттенок. К концу 1930-х фашизм и антикоммунизм стали расистскими идеологиями и зачастую изображали коммунистов людьми низшей расы, варварами, приближаясь, таким образом, к нацизму, относящему евреев и большевиков к untermenschen. И в то же время, бросая вызов фашистской пропаганде, антикоммунизм в "Мы, живые" не так прост, он имеет человеческое лицо. В сценарии Коррадо Альваро по роману Эйн Рэнд большевизм жестоко подавляет личность, но все же в него можно было поверить из благих побуждений. Главный герой фильма, Андрей – большевик, который, наконец, понимает, как действует система, и поднимается над ней.