
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
|
23 августа 2011
За несколько дней до открытия киносмотр распался на два лагеря. Один - во главе с мэром города и директором фестиваля Луиджи Чиарини, другой - под руководством Комитета, призывающего бойкотировать Мостру. Противники, выкрикивая "фестиваль будет работать в обычном режиме, ничего не происходит" и "нет, фестиваль не должен состояться" были готовы столкнуться лицом к лицу.
Кадр из фильма "Теорема", реж. Пьер-Паоло Пазолини
Пока организаторы изыскивали возможности предупредить открытые волнения, три итальянских режиссера – Пазолини, Бертолуччи и Кавани, представлявшие фильмы Теорема, Галилео Галилей и Партнер, - выдвинули компромиссное предложение: устранить жюри и отменить вручение призов.
Пазолини был категоричен – если организаторы не прислушаются к их совету и все-таки будут распределять награды, в случае победы Теоремы за "Золотым львом" он не явится. Именно его позицией, еще больше пошатнувшей бы положение Венецианского киносмотра, многие объяснили вручение главного приза фильму Артисты под куполом цирка беспомощны Александра Клюге. А Теорему отметили лишь в актерской номинации – Лауре Бетти.
Разногласия вызвали Лица Джона Кассаветиса, показанные в конкурсе, но споры касались отнюдь не художественных достоинств картины. Во-первых, копия фильма прибыла без субтитров (в других обстоятельствах это сразу дисквалифицировало бы картину, но в напряженной обстановке нынешнего фестиваля и недобора фильмов в конкурсе Лица были выделены в актерской номинации – Джону Марли). Во-вторых, Кассаветис, приехавший из Рима со съемок фильма Рим стремится к Чикаго, отказался от представления собственной картины на фестивале ("Не хочу быть под перекрестным огнем организаторов и их противников"), а появился уже после показа на пресс-конференции.
Кадр из фильма "Лица", реж. Джон Кассаветис
Вообще создавалось впечатление, что жюри, оказавшееся в невыгодном положении, работает по двойным стандартам и с явными уступками. Так, картина чехословацкого режиссера Юрая Якубиско Дезертиры и странники была удостоена особого упоминания, но не могла претендовать на более высокие награды из-за отсутствия субтитров. Правда, жюри не объяснило, почему штрафные санкции за одинаковый "проступок" были наложены лишь на Дезертиров и странников, но не на Лица.
|
|
|