
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
19 апреля 2011
Бернардо Бертолуччи: "Я ждал слишком долго"
О Бернардо Бертолуччи, не дававшем о себе знать около восьми лет после выхода Мечтателей, казалось, в кинематографических кругах уже подзабыли. Не столь давно признанный классик объявил о начале работы над новым фильмом Я и ты в формате 3D, практически одновременно с этим его имя стало возвращаться из тени забвения. В конце прошлого года Музей Современного искусства в Нью-Йорке проводил показы отреставрированных копий семнадцати фильмов мастера, сейчас, по инициативе Британской синематеки, проходит масштабная ретроспектива в Лондоне. Стоит упомянуть еще и почетную "Золотую пальмовую ветвь", ожидающую итальянского режиссера на Каннском кинофестивале в этом году.
Свое отношение к подобным "почестям" Бертолуччи высказывает в интервью обозревателю The Telegraph Дэвиду Гриттену: "В некоторой степени это, конечно, приятно. Но с другой стороны, подобные события служат вежливым напоминанием того, что карьера подходит к концу. Каждый пытается смотреть в будущее, но когда-то нужно и оглянуться назад. Но я не был бы против получать награды и за мою последующую работу".
Дэвид Гриттен вспоминает, как встречался с Бертолуччи во время съемок Мечтателей, уже тогда у режиссера были серьезные проблемы с позвоночником, теперь же, во время интервью, он и вовсе сидит в инвалидном кресле. "В течение предыдущих двух-трех лет я думал, что вообще больше не смогу снимать, – признается Бертолуччи. – Меня мучили страшные боли в спине. Сейчас же они неожиданным образом стали тише, и я надеюсь приступить к съемкам в сентябре".
Его будущая картина Я и ты рассказывает о замкнутом подростке, который, сообщив родителям, что отправляется на каникулы на лыжный курорт, на самом деле скрывается в подвале собственного дома, пока его уединение не нарушает сводная сестра.
"Это очень маленькая история. Два героя практически все время находятся в одной комнате. И это не ново для меня – основная часть действия в Мечтателях ограничена пространством одной комнаты, так же было и в Последнем танго в Париже, – говорит режиссер.
Для многих стало сюрпризом желание Бертолуччи (вслед за Херцогом и Вендерсом) пополнить ряды кинематографистов, обратившихся к трехмерной технологии. Режиссер захвачен новой возможностью: "Мне очень понравился Аватар. Это очень большое достижение. Замечательна Пина Вендерса. Мне нравится трехмерная технология, потому что она позволяет смотреть двумя глазами и как бы имитирует присутствие двух камер".
"Я начал представлять, какой бы была Персона Бергмана в трехмерном формате. Это так захватило меня, что родилась идея создания Я и ты в 3D. Поскольку все действие разворачивается в подвале дома, 3D-технология добавит волшебства происходящему. Я хочу, чтобы зрители почувствовали себя в гуще событий, не оставались в стороне".
Бертолуччи положительно отзывается о новом поколении итальянских режиссеров, в частности о Паоло Соррентино (Изумительный) и Маттео Гарроне (Гоморра): "Итальянский кинематограф пребывал в длительной спячке. Внезапно он пробудился и снова начал развиваться".
Сейчас Бертолуччи находится в ожидании своего возращения в кинематограф: "Я не снимал долгое время, но смотрел много. Большая часть времени уходила на просмотры. Мне нравится работать, но и находится в ожидании работы не менее приятно. Однако на сей раз я ждал слишком долго".
|
|
|