
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
|
17 апреля 2011
Победа испанского фильма Виридиана на последнем Каннском фестивале привела к неприятным последствиям. Начнем с того, что эта картина не была выдвинута на конкурс от Испании, её пригласил сам фестиваль. Беспощадный фильм, рассказывающий о превратностях благотворительности и развращении молодой монахини, снят Луисом Бунюэлем, до того вынужденным провести 20 лет вдали от своей родины. Спусковым крючком для последовавших проблем стала жесткая отповедь Ватикана.
В конечном итоге испанская киноиндустрия лишилась своего руководителя – Хосе Мунос Фонтан был уволен, а на его место пришел Хесус Суэвос. Золотая пальмовая ветвь, впервые доставшаяся Испании, стала не достижением, но источником неприятностей - на Фонтана пала ответственность за разрешение на съемки, без которого Бунюэль не смог бы работать в Испании.
Ватикан обрушился с резкой критикой на Каннский кинофестиваль через свою официальную газету. В частности, Osservatore Romano критикует решение жюри, отдавшего призы двум таким "богохульным" фильмам, как испанская Виридиана и польская Мать Иоанна от ангелов. Последняя картина была названа польским кардиналом Вишинским "грязной перчаткой, брошенной в лицо католической церкви".
Обращая винмание на "опасность" некоторых наград, ватиканская газета задает сама себе вопрос: что если настоящая опасность состоит не в крепнущей силе коммунизма, а в "гнилости" определенных сторон демократии?
Под порицание Ватикана попали и коммунистическая Польша и католическая Испания. Польская Мать Иоанна от ангелов не угодила тем, что изображает монахинь XVII века, одержимых дьяволом, а также за то, что священник, призванный изгонять бесов, влюбляется в мать-настоятельницу. Испанская Виридиана провинилась в том, что в ней пожилой мужчина старается совратить свою племянницу, готовящуюся стать монахиней.
Виридиана взяла главный приз фестиваля, Мать Иоанна – специальный приз жюри. Каннским представителям оказалось нечего добавить кроме того, что фестиваль – международное мероприятие, которое не отвергает фильмы, если они не оскорбляют чувства жителей стран, участвующих в нем.
|
|
|