Может ли искусство повлиять на ситуацию в государстве?
Государство и художник, власть и художник несовместимы. Это не значит, что художник не может получать заказы. И Рафаэль, и Микеланджело получали заказы, но рисовали все равно так, как хотели. Художник должен быть вне времени. Я ж не о себе говорю, а вообще. Он должен снимать не как есть - для этого существует документальное кино, а как могло бы быть. "Нас возвышающий обман", - как говорил Пушкин.
Роман Балаян и Олег Янковский
В таком случае каковы цели искусства?
Общение, послание людям, таким как ты, потому что таких, как ты - миллионы. Другой художник посылает другим миллионам. Это исповеди, разговор по душам о печалях, о радостях, о том, что бывает жизнь, но наступит смерть. Много у искусства задач. Без него жизнь не интересна же, правильно?!
Какие задачи у вас?
Нет конкретики. Художник ищет что-то, о чем он мог бы поговорить по душам. А какая тема - это неважно. Та тема, которая почему-то согрела художника. Единственное: когда художник говорит высокопарно, я перестаю смотреть. Вообще, художник не должен говорить ничего умного, к сожалению.
В прессу уже просочилась информация, что сейчас вы работаете над сценарием. О чем будет фильм? Когда начнутся съемки?
О чем, рассказывать нельзя, потому что там есть секрет, который выясняется за 10 минут до конца. В двух словах: от человека неожиданно ушла жена, а он ее так любит, что хочет уйти из жизни, потому что она его бросает уже второй раз. Он готов к самоубийству. Но мы, авторы, придумываем нечто, что дает ему возможность жить. Я объясняю грубо и даже глупо, чтобы не рассказать сюжет. Потому что рабочее название уже мелькает, а оно раскрывает суть. Съемки, наверное, начнутся осенью.
А как звучит все-таки рабочее название?
Ангел-хранитель. Но, если я так назову, тогда неинтересно будет смотреть. Сразу понятно, о чем картина.
Кого планируете снимать?
Никого! Это впервые, когда я не знаю, кого. Ему 35, ей максимум 20 лет. И я не знаю артистов этого возраста, которых хотел бы пригласить. Как ни странно, и в предыдущей, и в этой картине я мог бы снять Святослава Вакарчука. Мне кажется, в его лице есть какая-то тайна. Что-то такое есть у этого парня. Особенно, когда он небрит. В окрасе и тембре голоса, во взгляде есть что-то глубокое.
Что нужно, чтобы попасть к вам на съемочную площадку?
В роли наблюдателя - никому не запрещается. Помощники у меня уже есть. А в роли актера… для этого надо делать пробы.
В завершение, когда диктофон был выключен и чай допит, Роман Гургенович поделился планами празднования юбилея: "Мы с женой четырнадцатого улетаем в Париж. И пошли они все!".