"Почему всеядный американский кинематограф игнорирует бомбардировку в Хиросиме и ее непоправимые последствия?" – под таким заголовком издание Guardian публикует размышления Рональда Бергана об отражении на экране августовских событий 1945 года, унесших жизнь свыше ста тысяч человек. "В течение 65-ти лет после произошедшего американское кино (как коммерческое, так и авторское) лишь косвенно касалось бомбардировки Хиросимы", – констатирует Берган. В 1952 году киностудия MGM выпускает фильм Сначала и потом, основанный на истории Пола Тиббетса – пилота бомбардировщика "Энола Гей", который сбросил первую атомную бомбу на Хиросиму. В этой картине неоднократно делался упор на то, что использование атомной бомбы было оправдано, поскольку способствовало окончанию Второй мировой войны, а сам сюжет больше концентрировался на взаимоотношениях Тиббетса с его первой женой Люси.
"Последствия бомбежки слишком ужасающи, чтобы их можно было пересказать языком кинематографа, – считает Берган, – и американские режиссеры, дистанцируясь от них, показывают их не взглядом человека, но с высоты птичьего полета". Таковы планы в картине Начало конца, созданной в 1947 году. После сцен успешного испытания "Энолы Гей", мы можем наблюдать, как экипаж сбрасывает бомбу, "ядерный гриб" и полыхающий город, но лишь со значительного расстояния. Здесь, как и в целом в американских фильмах, касающихся этого события, нет частных историй.
Также стоит упомянуть о намерении Джеймс Кэмерона экранизировать роман "Последний поезд из Хиросимы. Воспоминания выживших", повествующего о мирных гражданах, оказавшихся в эпицентре взрыва, и американских пилотах, участвовавших в операции.
Между тем, непревзойденными образцами считаются фильмы Хиросима, любовь моя Алена Рене, в котором режиссер использовал документальные кадры уничтоженного города, и Дети Хиросимы Канэто Синдо.