Когда в августе 1941 г. сынуля Рузвельт спросил папу Рузвельта, почему США не помогают Европе, папа ответил, что еще не время, что нужно убедиться, что "в отношении людских резервов англичане уже подмели все подчистую". Идея президента была простая - когда Европа передерется и когда победа будет уже ускользать из рук союзников, тут-то американцы ее и прихватят, потому что главное для них - обеспечить свое экономическое превосходство не только в Европе, но и во всем мире (этот диалог можно прочитать в мемуарах Рузвельта младшего). Вот так американцы мечтали спасти мир в 40-е гг. ХХ века.
Дальше интереснее. Конгресс США был не против деньгами поддерживать пылающий конфликт. Но он не желал официального вступления США в войну. Рузвельту нужен был серьезный повод. Повод нашелся - Перл Харбор. Сегодня уже не только специалисты знают насколько "неожиданным" было нападение японцев на военно-морскую базу США, поэтому смотреть американские агитки типа "Перл Харбор" (2001) невыносимо.
США - страна без истории (в ее европейском понимании), страна без памяти. Это страна, понесшая самые маленькие потери в период второй мировой войны и ставшая по окончании этой войны кредитором всего мира, самой богатой страной, т.е. нажилась на ней и превратилась в сверхдержаву.
И вот теперь появляется Тарантино, который тоже хочет спасти мир от зла. Пусть только в своих фантазиях, на экране, но он хочет представить, что было бы, если бы маленький отряд быстро расправился с Гитлером.
Фарс новой картины Тарантино заключается не только в том, что войну выигрывает кучка евреев, но и в том, что действие происходит во Франции, чья "героическая" борьба с фашизмом хорошо известна. Фельдмаршал Кейтель на церемонии подписания акта о капитуляции Германии, увидев французский флаг среди флагов союзников по антигитлеровской коалиции удивленно спросил: "Здесь есть и французы! Неужели мы и им проиграли войну?!".
Мировая война - это кровь грязь интриги. Хоть Плахов и пропел гимн политкорректности режиссера, на мой взгляд, эксплуатировать, даже в качестве "иллюстрации", войну, участники которой еще живы, неполиткорректно (даже если весь фильм - это пародия, и эсесовцы в кинотеатре - стая критиков на фестивальном просмотре). А участвовать в проплаченном политическом тренде по "уничтожению" истории еще хуже. Фильм Тарантино встает в один ряд с картинами, распространяющими мутное и плохо пахнущее болотце вокруг очевидных вещей.
А жизнь тем временем гораздо интереснее любого фильма.
О провинции и Москве.
Нашла в интернете такое сообщение: "Екатеринбургский кинотеатр пообещали взорвать за показ "Бесславных ублюдков". Неизвестные пообещали взорвать расположенный в центре Екатеринбурга кинотеатр "Космос", если его руководство не откажется от показа нового фильма Квентина Тарантино "Бесславные ублюдки". Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на руководителя пресс-службы ГУВД Свердловской области Валерия Горелых. Анонимное письмо с угрозами поступило в пятницу, 28 августа".
Вот еще новость из провинции, правда не нашей и не совсем по теме, но все равно близкой нам: "В Брянске разгорелся скандал. Виной всему туалетная бумага, которая появилась на прилавках города, а точнее, ее название – "Партизанская". На самом товаре еще и изобразили известный памятник при въезде в город. Жители требуют от властей изъять изделие из продажи, ведь именно в Брянских лесах в годы войны был центр партизанского движения. Претензия одна – опорочивание чести партизан и других воевавших людей".
Что касается Москвы, то складывается впечатление, что жители столицы совсем лишились обоняния и готовы есть любое г, если только оно подано на красивой тарелочке и желательно американской.
Фильмы о войне
Пытаясь вспомнить лучшие фильмы о второй мировой, я вдруг поняла, что таких, во всяком случае для меня, нет! (Может быть только "В бой идут одни старики" Быкова)
А те фильмы, которые вспоминались в первую очередь - "Гибель богов" Висконти или "Европа" Триера, "Военно-полевой роман" Тодоровского ... относятся либо к периоду до войны, либо после нее.
Снимать о войне чрезвычайно трудно. Трудно выбрать тональность. В этом смысле Тарантино очень рисковал и ... проиграл. Этюд-пародия о войне, в котором должно было быть все: евреи, французы, англичане, американцы, но не должно было быть русских не удался. Хотя он очень спешил понравиться Европе.
Тарантино заявил в Канах, что он "не американец. Он снимает кино для людей планеты Земля". Однако только настоящее искусство может повлиять на людей. Убить Билла - уже не было искусством, а о его последнем фильме даже смешно говорить. Трудно не согласиться с журналом Тайм, что последний фильм Тарантино "может спасти мир... какой-то мир, но только не наш".