Не имеет смысла сочинять новую рецензию, особенно учитывая мою субъективность. Если вкратце формулировать мнение о "Бесславных ублюдках", то киноманская фантазия о войне в стилистике спагетти-вестерна удалась на славу. Мне каждая из 153 минут фильма доставила массу удовольствия. Первая мысль по окончании картины - надо пересмотреть обязательно.
Из долетевших до меня оценок и критических отзывов с некоторым недоумением читал рассуждения о чересчур вольном обращении КТ с историческими реалиями. Странно - вроде Тарантино и не обещал документальной истории, а в мировом кино и так столько боевиков и комедий о войне, которые не особенно близки к правдивости. И ничего страшного. Опять же не будем забывать об учителях и наставниках Тарантино. Великий Фукасаку всегда выступал за право художника на свою трактовку истории. В "Самураях сёгуна" Фукасаку весьма вольно обходился с историческими персонажами, а в картине как раз на военную тему "Под флагом Восходящего Солнца" вообще предположил, что в военной истории нет ничего достоверного. С другой стороны, не менее великий Расс Майер в "По ту сторону долины кукол", "Супермегерах" или "Вверх!" обошёлся с лидерами нацистсткой Германии покруче Тарантино в "Ублюдках", и мир не рухнул.
При этом мировое киносообщщество вряд ли в большинстве своём полюбит фильм Тарантино. Нарушил КТ кое-какие правила, обязательные для главенствующих в фестивально-критических кругах правила. У него в фильме победителями оказываются американцы и евреи. Не любят этого в интеллектуальных кругах. Американцы должны или терпеть неудачу, или страдать по поводу своих побед. У Тарантино такого нет. С евреями ещё хуже. Кинопублике нравится смотреть на ервреев-жертв, но совсем не нравится - на евреев-победителей. Ситуация проецируется и на общественно-политическую жизнь. Жертвам нацистского геноцида естественно сочувствуют, а жертвам палестинских террористов - уже не очень. Хотя если вдуматься, то положение израильтян на Ближнем Востоке примерно то же, что у евреев в Европе 30-х. Только израильятяне могут дать сдачи.
Ладно, оставим политику в покое. Мне ещё странно было увидеть упрёки "Ублюдкам" в "разговорности". Бросьте, фильм Тарантино без продолжительных диалогов - это как фильм Майера без пышногрудых актрис. Не забывайте, что КТ не только киноман (и что среди его любимцев такие "литературные" режиссёры, как Годар и Ромер), но и очень начитанный человек. В давнем интервью он превозносил Сэлинджера и pulp-Уилфорда (такое сочетание имён вполне в его духе) за умение манипулировать одними и теми же персонажами на протяжении серии романоврассказов, то выводя их на первый план, то отдаляя на второй. И в этом смысле "Ублюдки" с несколькими переплетающимися сюжетными линиями срабатывают безотказно.
И ещё о наставниках Тарантино. "Ублюдки" напоминают о гениальном и умном изобретении Серджо Леоне, которое со временем превратилосьв набор эффектных штампов. Говорю, конечно, спагетти-вестернах. (Да, "Ублюдки" отсылают нас к Энцо Кастеллари, но от фильма этого профи у КТ остались название да идея о "крутых парнях на спецзадании", так что в большей степени фильм следует традициям Леоне). КТ на сегодня безусловный и похоже единственный режиссёр, который безукоризненно владеет стилистикой жанра и показывает нам, что монтаж крупных планов, перестрелок и запоминающихся диалогов может быть основой для создания собственной мифологии, приправленной авторской иронией.
Отвлеккусь от Тарантино (почти). Эта самая стилистика спагетти-вестерна за пределами Италии особенно удачно обыгрывалась в фильмах на современную тематику, военных или криминальных. Предлагаю любителям жанра вспомнить о своих любимых примерах. Если бы мне пришлось называть по одному примеру из США, Европы (вне Италии) и Азии, то я бы выделил как раз "Ублюдков", французского "Наводчика""Частного детектива" Филиппа Лябро и японский фильм (с тяжёлым сердцем отринув самурайские ленты для соблюдения правил игры) "Мой пистолет - моё паспорт" Такаши Номуры. Заодно скажу крамольную вещь - тема Харуми Ибе из работы Номуры превосходит даже лучшее из написанного Морриконе.
Ну и опыть к Тарантино. Теперь вдвойне интересно, каким будет его следующий проект. Мне особенно любопытны вероятный шпионский проект (да ещё если с Саймоном Пеггом) и римейк бессмертной "Киски" Расса Майера. Игра в "кино РМ", конечно, не из лёгких, но пусть КТ попробует. Два фильма с названием "Быстрее, киска...Убей!Убей" точно не повредят мировому кино.