
Елена Сибирцева
Авторы фильмов Шультес и Охотник режиссер Бакур Бакурадзе и соавтор сценариев Наиля Малахова – о кинообразовании вообще и своем обучении во ВГИКе в частности.
Читать далее
|
|
|
|
18 августа 2009
Владислав Шувалов
4. Карне великолепный
 Молодежная драма Обманщики (Плуты), выпущенная в 1958-м году, знаменита тем, что против нее крестовым походом пошли критики из "Кайе дю синема". Известно, что Франсуа Трюффо ненавидел этот фильм, чему есть ряд объяснений. Во-первых, Карне был динозавром барочного поэтического кино, которое к концу 50-х вызывало у молодых критиков идиосинкразию, ассоциируясь исключительно с господством "папашиного кино". Во-вторых, молодую плеяду раздражала приверженность Карне принципу экранизации и первоочередности драматургии, тогда как сами "кайешники" придерживались той концепции кинематографа, согласно которой главным и единственным автором фильма мог быть только режиссер. В-третьих, постановочный характер фильма претил идее "камеры-стило", т.е. возможности снимать жизнь такой, какой она есть, без прикрас, искусственности и лишних декораций. Наконец, в-четвертых, Карне обратился к молодежной тематике, подвергнув жестокой критике парижскую артистическую среду. Авторы из "Кайе", условные прототипы героев фильма, простить этого не могли. Богемная молодежь по версии Карне была способна только пить, гулять, спать с кем попало, воровать деньги у родителей и издеваться друг над другом, прикрываясь тезисами о "свободной любви" и философскими извращениями. Выпад вполне очевидный, и его можно было бы списать на протест измученного режиссера, которого на протяжении 50-х поливала грязью прогрессивная критика Франции, воспитанная, кстати сказать, на его же довоенных картинах. Однако Карне в Обманщиках, действительно, предстает в серьезной форме. Автор берет на вооружение современную музыку (Оскар Питерсон, Фэтс Домино, Диззи Гиллеспи, Джерри Маллиган) и актерский задор никому не известных дебютантов (Паскаль Пети, Жак Шаррье, Лоран Терзиефф плюс еще две дюжины статистов). Сценарист Жак Сигурд, лишенный преверовской увлеченности аморфной романтикой, позволяет Карне снять психологически реалистичную драму о компании молодых людей, чьи жестокие игры, нигилизм и повальное равнодушие друг к другу доводят до преступления. Думаю, доживи Трюффо до наших дней, он проникся бы точкой зрения Карне на всевозрастающий пофигизм и поддержал бы протест против поколенческой идеологии "все умрут, а я останусь". Во всяком случае, в Обманщиках Карне не только предсказал приход в кинематограф молодых, не только обрисовал мрачные перспективы будущего, но и существенно помог этой самой молодежи утвердиться. Несмотря на то, что из режиссера делали пугало, он умел притягивать таланты. В Обманщиках одну из первых ролей сыграл символ "новой волны" Жан-Поль Бельмондо (в роли наглеца и воришки, шарящего по карманам пальто своих приятелей), а в более позднем фильме Карне – Три комнаты на Манхэттене /1965/ впервые в жизни попал на киноэкран 22-хлетний Роберт Де Ниро. Этот фильм стал последним шедевром Карне.Проклятый соотечественниками француз бежит из Парижа на нью-йоркские авеню, как и его герой, в меру известный французский киношник Франсуа Комб (Морис Роне). Предложение из-за океана становится спасением для Франсуа, которого бросила жена, изменив тому с малолетним жиголо. Париж опротивел герою, и через миг он оказывается в казенной комнате безликого отеля, в котором окна на улицу открываются не по-европейски странно (не в стороны, а вверх), а вид из них упирается в безжизненные небоскребы мегаполиса. Измученный бессонницей герой бежит прочь из душной комнаты на улицу чужого города чужой страны. Он уходит в ночь, как уходят на дно. Морис Роне блистательно продолжает "осенний марафон" мужчины средних лет, пребывающего в кризисе. Этот типаж был найден актером в "Блуждающем огоньке" Луи Маля. Однако дебют того же Маля – меланхоличная джазовая поэма Лифт на эшафот - находится к Манхэттену еще ближе.
…В первом же баре, куда Франсуа привели ноги, он знакомится с девушкой, помогающей неловкому иностранцу объясниться с официантом. Девушку с русскими корнями, но без определенного места жительства на карте мира, сыграла Анни Жирардо (с прической Жанны Моро из Лифта на эшафот) получив на МКФ в Венеции-1965 "Кубок Вольпи" за лучшую женскую роль.
Двух разочарованных людей ждет трехдневная полуночная одиссея по улицам Нью-Йорка с ее с круглосуточным гулом, воем полицейских сирен, неприветливыми гостиницами и фортепианным джазом Мэла Уолдрона, который превращает депрессивную мелодраму в притчу о "блуждающих огоньках", ищущих друг друга во тьме одиночества.
Карне прибыл в Америку не для того, чтобы стать американцем. Когда его начали учить уму-разуму, мол, автор злоупотребляет длинными планами и разговорами, Карне в присущей ему вспыльчивой и дерзкой манере сказал как отрезал: "Этот фильм о французах, в нем снимаются французские актеры, в нем говорят по-французски, поэтому это будет французский фильм". Карне привлекает в проект не только соотечественников. В фильме будет занят немец Отто Эрнст Хассе, игравший еще в Последнем человеке /1924/ Ф.В.Мурнау. За камерой стоял Юджен Шуффтан, снимавший в догитлеровской Германии полудокументальный артефакт Люди в воскресенье /1930/ (а также - Забавную драму и Набережную туманов). Карне нужны были иностранцы, знакомые с чувством ностальгии и гнетущей бесприютности. Шуффтан, как никто другой знал, насколько важно для Карне правильно показать город. К достоинствам эстетического взгляда режиссера можно отнести его "чувство города". Он буквально несколькими кадрами умел блестяще передать красоту места, будь то старые мощеные улочки нормандского селения (Мари из порта) или кварталы Лиона (Тереза Ракен). А уж умение Карне снять Париж (Воздух Парижа) сравнивали с фотоискусством Брассая.
|
|
|