
Антон Сазонов
Профессиональный фигурист Андрей Грязев ворвался в мир кино одним прыжком. Антону Сазонову стихийно талантливый режиссер рассказал о том, какое место в его жизни занимают фигурное катание и кино, как он находит героев для своих фильмов и что собирается делать дальше.
Читать далее
|
|
|
|
13 августа 2009
Владислав Шувалов
 Про Хичкока написано больше, чем про любого другого кинорежиссера. Его фильмы притягивают к себе потоки признательности авторов и работников конвейера, критиков и публики, киноманов широкого и узкого профиля. Его кино заложило фундамент остросюжетного фильма, стало его именной традицией.
Фильмы Хичкока – это полувековой срез англоязычного кинематографа, на примере которого можно изучать историю киноискусства. Немой период, голливудская экспансия в Англии 20-х, приход звука, подъём английской индустрии в 30-е, отъезд в Голливуд, кино в годы Второй мировой войны, расцвет нуара, фрейдизм в кино 40-х, приход цвета, а позже широкого формата, маккартизм и распространение ТВ, конец эпохи "золотого века Голливуда" и отделение авторского кино от коммерческого. Хичкок вложился почти в каждый остросюжетный жанр (триллер, нуар, детектив, хоррор, черная комедия, фильмы о катастрофах, секретных агентах, авантюристах, сыщиках, маньяках, мошенниках всех мастей и психотипов). В эссе, статьях и монографиях чаще уделяют внимание зениту его творчества. Фильмы мэтра, начиная с начала 50-х, изучают разве что не под микроскопом, раскадровывая изображение и раскладывая художественный текст на молекулы. Говорить о Хичкоке в XXI веке – то же самое, что говорить о "Битлз". Всё уже сказано, и в таком количестве, что обработать вал информации - задача не из легких. Результатом повсеместности Хичкока стала ситуация, когда едва ли не каждый усердный зритель (критик) имеет свое непоколебимое мнение о Хичкоке и считает себя знатоком его творчества. Но фильмография Хича содержит картины, населяющие не только на вытоптанный газон: в его активе найдутся фильмы, до которых вечно не доходят руки исследователей, рвущихся в горячую зону шедевров.
1. Начало. Участь английского режиссера в кино 20-х
К раннему периоду Хичкока (как правило, его ограничивают пределами дозвукового кино – 1920-1929 г.г.) принято относиться высокомерно и снисходительно как к детским сочинениям и пробе пера. Конечно, Хичкок в этот период проигрывает самому себе в будущем, да и двадцатые годы были не лучшим временем для английской кинематографии, пребывавшей на задворках европейской и уступавшей кино нашему и немецкому, французскому, шведскому и датскому.
Положение Англии в контексте европейской киноиндустрии было специфическим по понятным причинам. Общее языковое поле с США, ищущими выход на внешние рынки, предполагало вхождение Голливуда в Старый свет через Британские острова. Давление заокеанской продукции было столь весомым (особенно, в условиях экономики, ослабленной катаклизмами Первой мировой), что правительство было вынуждено внести в парламент законопроект о квотировании национальной продукции (закон вступил в силу только в 1929 году). Американская предприимчивость за это время сделала свое дело, и темпы отечественного производства существенно замедлились: лондонские театры приучали публику к кино из-за океана. В этот период выделялись два наиболее известных английских постановщика – Энтони Эсквит и Альфред Хичкок.
Хичкок сразу попал в лидеры. В сравнительно молодом возрасте (26-28 лет) он был признан надеждой национального кино. Уже тогда автору не на кого было оглядываться – поэтому приходилось искать собственный стиль, прислушиваться к самому себе, одновременно осваивая технологию и оттачивая мастерство. В то время в Англии было четыре ведущих производителя: "Бритиш инстракшнл", "Гэйнсборо", "Грэм-Уилкокс", отделение "Гомон" (с 1927 года основным производителем станет "Бритиш интернэшнл пикчерз"). В книге "История британского кино" ("Rachael Low's History of British Film) период 1924-1927 г.г. назван не иначе как "период депрессии в британском кинопроизводстве". За несколько лет количество фильмов сократилось в 3-4 раза (1921г. – 136 фильмов, 1924г. – 56, 1925г. - 45, 1926г. – 37).
К дозвуковому периоду Хичкока относятся девять фильмов, поставленные режиссером в 1925-1929 г.г. (не считая Шантажа, пусть имеющего немую версию, но задуманного в расчете на звуковую технику).
К моменту полнометражного режиссерского дебюта Хичкок имел солидный для специалистов тех лет послужной список. Он уже пять лет работал в киноиндустрии художником, руководителем отдела интертитров, сценаристом, ассистентом режиссера. В немом кино автор титров совмещал функции не только художника, но и сценариста. Если фильм с точки зрения администрации оказывался неудачным, то одним из способов выправления ситуации была работа с интертитрами, с помощью которых авторы не только могли усиливать драматическую тональность, но и корректировать жанровую окраску (вплоть до комедийной). Подобный опыт помог Хичкоку освоить сценарное ремесло. Надо думать, что в это время стал формироваться его ответственный подход к алгоритму сюжета, который в будущем привел мастера к изобретению "саспенса". Параллельно Альфред примерялся к режиссерскому креслу, но - как он сам говорил – без амбициозности. Короткометражная работа Номер 13 /1922/ не была завершена, а в картине Всегда говори своей жене /1923/ фамилии Хичкока в титрах не было. Первый фильм не сохранился, второй - сохранился не полностью.
Отдельно надо сказать, что Хичкока – инженера по образованию - привели в кино страсть к рисованию и увлечение киноискусством. Молодой человек отличался выдержанным вкусом, высоко ценил фильмы Гриффита и Чаплина, а первое сильное киновпечатление адресовал черной поэме Фрица Ланга Усталая смерть /1920/.
2. Немецкий след
Хичкок работал на фирме "Гэйнсборо". В то время продукция Майкла Бэлкона (продюсера и владельца "Гэйнсборо") производилась в сотрудничестве с немецкими студиями, и в 1924 году Хичкок попал в Германию в качестве сценариста фильма Грэма Каттса Принцесса и скрипач /1925/. Тогда же ему довелось поучаствовать художником в работе над Последним человеком. Сегодня эпизод случайного пересечения двух гениев – Мурнау и Хичкока - в величайшей картине эпохи немого кино кажется символическим. Так или иначе, но своим режиссерским стартом Хичкок обязан Германии. После этого мюнхенская студия Emelka подрядила 25-летнего англичанина на производство двух фильмов.
|
|
|