
Елена Сибирцева
Авторы фильмов Шультес и Охотник режиссер Бакур Бакурадзе и соавтор сценариев Наиля Малахова – о кинообразовании вообще и своем обучении во ВГИКе в частности.
Читать далее
|
|
|
|
8 августа 2009
Эмманюэль Бюрдо Перевод: Ольга Надольская
Как появилась идея Любовников?
После того, как я открыл для себя "Анну Каренину" Толстого, я вернулся к Достоевскому, которого обожал в университете. Я перечитал несколько его произведений, в том числе Белые ночи, экранизированные Висконти. Последний внес в сюжет некоторые изменения, что совсем не является причиной для того, чтобы перестать любить этот фильм. Марчелло Мастрояни играет в нем одинокого человека, который при этом не считает себя неудачником; все же это Марчелло Мастрояни… Я давно собирался сделать более близкую к оригиналу экранизацию этой повести Достоевского. Сегодня существуют термины, позволяющие описать психологические проблемы его персонажей: биполярное расстройство, маниакально-депрессивный психоз. В наши дни их все можно вылечить при помощи лекарств. Я хотел сделать в некотором смысле модернизированную версию Белых ночей. Висконти действовал очень рационально, использовав текст Достоевского в качестве основы для структурного эксперимента в рамках студии Cinecitta: на съемочной площадке был воспроизведен целый город. Фильм получился очень театральным. Я не мог воссоздать этот контекст, поэтому решил сосредоточиться на романтической комедии, стремясь добиться как можно большей эмоциональной достоверности.
Я хотел снять фильм, в котором все эмоции являются подлинными: между фильмом и зрителем не существует дистанции. Я полагаю, или даже знаю, что такого рода вещи заставляют многих людей испытывать неловкость. Я знаю это. Сложно сделать фильм, в котором кто-то говорит "Я тебя люблю" и на самом деле любит. На прошлой неделе я видел постановку Триптиха, одной из опер Пуччини. Первые две части оперы это трагедия, последняя – комедия. Режиссером первых двух частей был Уильям Фридкин, третьей – Вуди Аллен. Во второй части в фильме появляется Дева Мария. Фридкин сделал это возможным! Без каких-либо спецэффектов. Он просто сделал это, и все. Я нахожу это удивительным. Некоторые люди не оценили этот момент, но мне он понравился. Для меня в этом и состоит суть искусства: совершенное эмоциональное свидетельство. Это то, к чему я стремился в своем фильме.
Хоакин, Гвинет и я много говорили об этом: никаких оценок поступков героев. Мы должны попытаться просто рассказать историю людей, которые думают, что они влюблены, сделав это так искренне, как только возможно. Мне наплевать, если кто-то говорит, что диалоги в фильме похожи на мыльную оперу. Для меня это и есть подлинные эмоции. Возвращаясь к вопросу структуры фильма, я не хочу сказать, что меня она совсем не волнует. Очевидно, что это не так. Но она должна работать на эмоциональную составляющую истории. У авторского кино есть свои штампы, даже если люди редко их замечают: псевдодокументальный стиль, ручная камера, плохая картинка, всегда немного не в фокусе… Я стараюсь противиться трендам, избегать гетто авторского кино. Если бы Сирк сегодня снимал фильмы, из него бы сделали посмешище. Я знаю, что Фассбиндер им восхищался среди прочих из-за его чувства дистанции, но я не думаю, что дело в этом, Сирк такой же великий режиссер, как Фассбиндер. Он верил в то, что делал! Он верил в свои истории и своих героев. Это то, что движет мной, и то, что останется навсегда, я думаю.
Снимая этот фильм, я думал обо всем этом, думал о теории Лакана, которая утверждает что любовь всегда реальна, в том смысле, что она заполняет существующий пробел и возникает как результат вашего намерения. Я хочу сейчас сказать то, что уже говорил несколько раз в подходящих случаях. Я познакомился со своей женой на вечеринке, и я уверен, что если бы она в тот день была в другом платье, я бы ее не заметил. Любовь всегда связана с фетишем. Поэтому я подумал, что было бы глупо, если бы вторая девушка, Сандра, которую играет Ванесса Шоу, была самой заурядной. В то же время Гвинет это Гвинет. Она ходит на вечеринки, в модные рестораны. Она существует в совершенно иной знаковой системе.
Иногда сложно воздержаться от того, чтобы не дать оценку действиям Мишель: ее возлюбленный, которого играет Элиас Кортес, настоящий кретин, лицемер.
Это так, но я уверен, что вам тоже доводилось влюбляться в кого-то по ошибке. Каждому из нас доводилось. Она влюблена в идиота, но ее любовь совершенно искренняя.
Почему имя Леонард используется по меньшей мере в двух ваших фильмах – Ярды и Любовники?
Забавно, что вы спросили об этом. Я остановил свой выбор на Лео, потому что так звали одного парня, которого я знал. Леонард Кредитор, персонаж, роль которого исполняет в Любовниках Хоакин Феникс, был детским другом моего отца. Это имя показалось мне подходящим. В свою очередь Бобби Грин в Хозяевах ночи это я: Джеймс Грей.
Почему вы использовали название Любовники (оригинальное название фильма Two Lovers дословно переводится как Двое любовников – прим. переводчика) для истории, в которой действуют три персонажа?
Это вопрос к вам, а не ко мне. Этот фильм с очень простым, ключевым названием я посвятил итальянскому неореализму. Период с 1945 по 1970 годы в Италии – мой любимый в кино: Росселлини, Висконти, Феллини– это мой любимый режиссер, Рози, Белоккио, три фильма Лины Вертмюллер… Но Феллини все же самый лучший. В его фильмах так много нежности, так много любви и тяги к жизни. Я очень люблю его раннее творчество: Мошенники с Бродериком Кроуфордом, Маменькины сынки, Ночи Кабирии. Мы много говорили об этих фильмах перед съемками Любовников.
Мазина в самом начале фильма падает в воду, точно так же, как Хоакин Феникс. Фильм распознает и "признает" ее, несмотря на то, что она проститутка. Я также украл у Феллини последний кадр. Хоакин Феникс лежа на диване повторяет действие из Ночей Кабирии. И Мишель тоже, на крыше, когда Леонард шепчет ей на ухо "Я позабочусь о тебе". Пристальный взгляд в камеру, как мне кажется, означает, что это уже, наверное, восьмой парень, который говорит ей подобное. Это также посвящение той сцене из Головокружения, прямо перед флешбеком, о которой мы говорили ранее.
Я беспокоился о том, смогут ли найти общий язык Гвинет и Хоакин. У нее очень скрупулезный подход к работе; она делает не больше двух-трех дублей без импровизации. Хоакин делает много дублей и много импровизирует. Однако они приняли во внимание подходы друг друга. Постепенно Гвинет начала делать больше дублей и импровизировать, а Хоакин стал более "собранным": они нашли золотую середину.
Вы писали сценарий этого фильма для Гвинет Пэлтроу?
Я знаю ее уже несколько лет, но я не осознавал, какая она великая актриса. Она отдает себе отчет в том, что снималась в плохих фильмах. Да, я написал этот сценарий для нее. Ей это покажется смешным, но я все равно это скажу. Когда я был моложе – сейчас все по-другому, я женат – я думал, что никогда не смогу встречаться с кем-то похожим, скажем, на Жизель Бундхен. Но ничтожно малый шанс на то, что подобное когда-либо случиться, все же существовал. Единственной женщиной, которую я знал и с которой я не имел никаких шансов, была Гвинет Пэлтроу. Она встречалась с такими парнями, как Брэд Питт, Бен Аффлек, а сейчас она замужем за вокалистом группы Coldplay Крисом Мартином. Вот почему я хотел, чтобы это была она: неприступная, ни для кого недосягаемая. За исключением разве что Хоакина, которому всегда невероятно везло с женщинами.
5.
У вас есть русские корни?
Мои дедушка и бабушка приехали на остров Эллис в 1922 и 1924 годах соответственно. Они обосновались в Бруклине. Мой отец не говорит по-русски, только на идише. Я не владею этим языком, но мне кажется, что его звучание отражает те явления, которые он описывает. Это умирающий язык, мне следовало выучить его, когда я был ребенком. С точки зрения общей культуры, мой отец очень русский человек. Он никогда не показывает свои эмоции, в отличие от представителей итальянской культуры. Мне нравятся люди, которые борются с собственными эмоциями. В моем понимании эмоциональный интеллект является самой большой и самой непризнанной ценностью. Люди часто говорят о ком-то, что вот-де математический гений, но никогда не говорят о гении эмоциональном. Хотя именно таковы все великие актеры. Эмоции это то, что отличает нас от шимпанзе. Любовники взывают именно к ним. Или пытаются взывать.
Мой отец был профессором в университете. Потом он изобрел систему отопления, которая не работала. Семья почти обанкротилась. Тогда он основал компанию, которая производила запасные части для нью-йоркской подземки. Вот откуда появился фильм Ярды. У отца возникли проблемы с законом, сейчас он снова преподает. Ему пришлось туго в конце восьмидесятых, сразу после смерти моей матери, когда он чуть не оказался в тюрьме.
Мои фильмы очень автобиографичны. Ярды полностью основаны на рассказах моего отца, к примеру, та сцена, где двое мужчин снимают с себя одежду прямо на газоне, чтобы быть уверенными в том, что их не будут прослушивать. Таким способом мне удалось подчеркнуть гомоэротический подтекст фильма. В то время я был без ума от Рокко и его братьев. Я пересматривал их не реже одного раза в неделю. Многие люди нашли эту сцену неправдоподобной. Но я ничего в ней не выдумал. Ничего!
|
|
|