
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
1 июля 2009
Владислав Шувалов
Возвращаясь к "Перспективам" хочется отметить две ленты, в большей степени отвечавшие целям программы, да и просто более интересные. Это - Первый отряд Ёсихару Асино, первое настоящее русское аниме, лихо разгерметизировавшее закрытый жанр (фильм был удостоен Приза газеты "Коммерсант", совокупного мнения трех резидентов издания - Андрея Плахова, Михаила Трофименкова и Лидии Масловой). Ни одной премии не получила Луна - английская космическая монодрама Данкана Джонса, которая хоть и выступила квинтэссенцией коллизий, известных по шедеврам 2001: Космическая одиссея и Блейд-раннер, оказалась на удивление складной лентой, в плане профессиональности и зрительской нацеленности, оставившей далеко позади себя все фильмы "Перспективы". Два коммерческих сеанса Луны прошли при полном аншлаге, сравнимым с ажиотажем вокруг премьер каннского триумвирата (Белая лента, Антихрист, Пророк).
Тягаться с качеством английской Луны, главную роль в которой исполнила звезда американского индепендента Сэм Рокуэлл (а голос из машины принадлежал Кевину Спейси), невозможно тем картинам, которые сделаны с существенными бюджетными ограничениями и происходят из стран, переживших общественный слом. Низкое качество и незрелая субъективность, свойственная подкошенным кинематографиям, является прискорбным фактом дня. Это относится и к современному грузинскому, и к болгарскому кино, которое стали тянуть после прошлогоднего успеха "Дзифта". Панорама "Болгарский фокус" продемонстрировала все болезни, которыми страдает, в том числе и наш кинематограф, но даже в более тяжелой форме: спекулятивный натурализм (Перевернутая елка), жанровая халтура (Портнихи), неумение увлекательно подать потенциально выигрышные идеи (Расследование, Письмо в Америку - оба фильма Иглики Трифоновой, пожалуй, самой интересной из представленных болгарских авторов). Однако для киноведа важно увидеть кинематографию в ее любом качестве, за что организаторам можно быть лишь благодарным. Удовольствие принято получать на других показах, и перво-наперво ретроспективных.
Вновь большой популярностью пользовались показы советской классики в авторской программе Евгения Марголита "Социалистический авангардизм-2", который вновь подтвердил, что является лучшим циклом ММКФ. В нем нет случайных картин и, как нигде более, чувствуется кураторское участие. Все ленты имеют концептуальную взаимосвязь, выявленную в лучших традициях советской киноведческой школы ценными микролекциями выдающегося киноисторика.
|
|
|