
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
|
6 июня 2009
Владислав Шувалов
Кино как форма культурной коммуникации прельщает театральных деятелей. Их появление в кино оказывается сразу заметным: оно взывает к надежде на вменяемую драматургию, являющуюся главным дефицитом нашего кино. В этом случае от 30-тилетних драматургов, заматеревших на современных театральных площадках, ожидают, как минимум, эффектного и волнующего представления. Иван Вырыпаев два года снимал фильм с заветным названием Кислород, которое должно напомнить о немалом успехе одноименной пьесы и подготовить зрителя к замаху автора на "манифест" (так лестно характеризовала пресса его театральный оригинал). Видевшие фильм обнадеживают, что хлесткий и актуальный Кислород будет сущей противоположностью однообразной и аморфной Эйфории.
По произведению братьев Пресняковых, лидеров т.н. "новой драматургии", снят фильм Ивана Дыховичного Европа-Азия с участием целого ряда светских персонажей (Сергей Шнуров, Иван Ургант, Ксения Собчак). Можно предположить очередной взрыв абсурда на грани фола, как это было в случае перенесения на экран стиля Владимира Сорокина ("Копейка").
Тему экранизаций закрывает фильм Сергея Снежкина, снятый по нашумевшей повести Павла Санаева Похороните меня за плинтусом, посвященной Ролану Быкову, отчиму автора, и отмеченной жестокими автобиографическими подробностями.
39-летний Андрей Прошкин (Спартак и Калашников, Игры мотыльков), не срывающий звезд с неба, но и не теряющийся внутри жанра, представляет фильм Миннесота, историю о двух братьях-хоккеистах, которая имеет шанс стать психологической драмой, учитывая сценарий Александра Миндадзе, большого мастера по улавливанию бытовых экзистенций.
Русалки в диком поле
В 2007 году, когда 7 мест из 14-ти в основной программе были заняты конкурсантками, возникло предположение о приливе женской кинорежиссуры и начале русского кинематографического матриархата. В этом году в полнометражном конкурсе присутствуют лишь две постановщицы, но самые активные: Вера Сторожева и Лариса Садилова.
Сторожева, получившая на 29-м ММКФ "Золотого Георгия" за Прогулку с домашними животными, ныне переквалифицировалась на "Кинотавр". В ее мелодраме Скоро весна вновь намешаны ингредиенты, некогда обеспечившие Сторожевой фестивальный успех. Действие ленты вновь происходит в провинции, на подворье, а главную роль снова исполняет Ксения Кутепова. Вместо безмолвных домашних тварей авторы обещают асоциальных персонажей, оттеняющих грусть очередной сложной женской судьбы. Экзальтированная история (в данном случае, еще и с уклоном в духовность) имеет шанс повториться, если только синтетическую эмпирику не разбавит собою Сергей Пускепалис, герой Простых вещей (тоже, кстати, фигура с театральным опытом).
В противовес Сторожевой, склонной к раскрашиванию провинциальной действительности, Садилова – автор, в хорошем смысле, "тихих сюжетов", чья скромность иногда бывает чрезмерной. Режиссер никак не желает оставить позиции пассивного наблюдателя и перейти к активной помощи своим персонажам. Ее героиня, аптекарша из предыдущего фильма Ничего личного, на протяжении ленты мучается депрессией, которая в несчастливом финале грозит обернуться еще более тяжким стрессом. Кратковременный роман с филером не помогает ни героине, ни ленте – все остаются при своих; фильм с чего начался, на том и заканчивается. Новая картина Сынок интересна уже тем, что она разбивает традиционную галерею провинциальных неудачниц – главными героями фильма являются мужчины (по сюжету отец в исполнении эксцентричного Виктора Сухорукова в одиночку воспитывает сына). Есть вероятность, если не режиссер, то хотя бы харизматичный артист поспособствует необходимому движению сюжета.
Тем не менее, ведущим образом сочинского конкурса, видимо, будет героиня – женщина не первой свежести, которая в попытках обустроить личную и интимную жизнь, душевно оголяется и/или совершает нелицеприятные поступки (Бубен, барабан, Волчок, Сказка про темноту, Скоро весна)
Короткий и еще короче
На Кинотавре-2009 будут представлены три альманаха. За последние пару лет омнибус стал модным форматом, неплохо зарекомендовавшим себя в прокате: самым успешным фильмом ограниченного проката 2007г. был альманах Париж я люблю тебя. С тех пор выяснилось, что короткий метраж удобен с разных сторон. Во-первых, в условиях кризиса он дает возможность перейти бездеятельным авторам на малолитражное производство, которое в сумме дает полнометражный суррогат, удовлетворяющий прокатным целям. Во-вторых, юные зрители, основная публика кинотеатров, быстрее утомляются на длинной дистанции и предрасположены к поглощению коротких сообщений. В-третьих, короткий метр ввиду своих задач и структуры менее требователен, и может быть насколько угодно условен и незавершен, что играет на руку авторам. Специфика момента заключается в том, что настоящий омнибус должен представлять собой не банальную подборку случайных этюдов. Минифильмы должны быть сняты под конкретный проект и должны соответствовать тематической концепции. Приветствуется соблюдение кинематографической иерархии (как было на юбилейном каннском фестивале, когда статусные режиссеры по приглашению Жиля Жакоба отметились трехминутными безделицами, поражающими разве что авторитетностью списка). Именно такой, снятый по правилам, альманах под названием Короткое замыкание станет открытием 20-ого ОРКФ.
Для фильма, как говорит аннотация, "о любви и электричестве", были приглашены исключительно перспективные личности приблизительного одного поколения, с работами которого связаны многие успехи нашего кино последних пяти лет (А.Герман-младший, К.Серебренников, Б.Хлебников, И.Вырыпаев, П.Буслов). Второй фильм, подпадающий под категорию альманаха, - Кошечка, снят одним режиссером, но состоит из нескольких сюжетов. Фильм давно ничего не снимавшего Григория Константинопольского, некогда представителя поколения клипмейкеров и обладателя репутации "тусовщика в кино" (8 1/2 долларов) будет закрывать "Кинотавр".
Третий альманах - Кинопоезд предполагается показать в рамках традиционной программы Андрея Плахова "Летняя эйфория". Как видно из названия, фильм апеллирует к уникальному опыту советской кинематографии - легендарному кинопоезду Александра Медведкина, перевернувшему представления о документальном производстве, мобильности процесса и роли кино вообще. Международный неигровой проект, в котором участвовали киногруппы со всей Европы, ориентировались на подходы классиков советского авангарда. В частности, ими был соблюден принцип творческой коллективности (в съемках 6 новелл принимали участие кинематографисты более чем из дюжины стран), концепция железнодорожного кинонаблюдения (одним из спонсоров съемок, проводившихся на Транссибе, выступило РЖД). Технологический подход планировался с учетом медведкинских установок: "Увидел, заснял, смонтировал, показал". Идея в высшей степени интересна, хотя вряд ли стоит ожидать художественных открытий от оперативной документалистики; мобильным видео сегодня уже никого не удивишь.
|
|
|