
Иван Денисов
Обычно супергероев мы ассоциируем с комиксами, их экранизациями или стилизациями под эти экранизации. Но супергерои попали под каток леволиберального конформизма.
Читать далее
|
|
|
|
26 мая 2009
Владислав Шувалов
2. Ублюдки большие и малые
Буря надуманных огорчений по поводу якобы не сложившегося выступления "больших авторов" затмило другую проблему - и куда более важную: отсутствие новых имен. Авторы-мейджоры приняли удар на себя, отсрочив кризис. Жюри политкорректно раскидало призы, удостоив, к удивлению наблюдателей, авторов, не считавшихся фаворитами. Так, приз за сценарий, который как раз таки прочили в качестве утешительной награды Бесславным ублюдкам (за феерическую зрелищную карусель, разыгранную на нескольких языках, которую уже успели окрестить "разговорным марафоном" /talkaphon/), отошел гомосексуальной драме китайца Лу Е Весенняя лихорадка, издавна известного не столько художественным качеством своих лент, сколько скандалами на родине. Предпоследний скандал был связан с мелодрамой Летний дворец, разворачивающейся на фоне студенческих волнений в Пекине, после которой режиссеру было запрещено работать в национальном кино на протяжении пяти лет. Последний скандал, вероятно, закончится новой репрессией против китайского диссидента в связи с нарушением запрета (фильм снимался нелегально, без санкций китайских властей) и острой тематикой картины. На церемонии вручения режиссер бравировал и призывал соотечественников смелее использовать независимые от государства каналы кинопроизводства. Подобные вещи, связанные с риском для профессии, а то и жизни, Канн как ответственный форум не имеет права оставлять без внимания. Специальный приз секции "Особый взгляд" (пополам с французской мелодрамой Отец моих детей женщины-режиссера Мии Хансен-Лёве) получил фильм Бахмана Гобади Никто не разбирается в персидских кошках. Иранский режиссер курдского происхождения тоже оказался в центре международного скандала. Его невеста, американская журналистка Роксана Сабери, имеющая двойное гражданство и работавшая в Иране, была приговорена к восьми годам тюрьмы за шпионаж в пользу США. Успех фильма имеет политический окрас и призван состояться как акт доброй воли фестиваля, привлекающего внимание к проблемам ограничения свобод личности (тем более что сценаристом фильма о музыкальном андеграунде Ирана выступила сама Сабери).
Лучшим режиссером назван действительный маргинал фестиваля - филиппинец Брильянте Мендоса. Видимо, Канн, как это было ранее предсказано "Синематекой", спешит открывать "новые волны" на любом материале. В прошлом году в престижном каннском конкурсе прошла обкатку стилистика филиппинского авторского кино, сочетающая манеру свободного повествования, неряшливой визуальности и натуралистичного экстремизма (Услуги /2008/ того же Мендосы). Новый фильм Kinatay, который переводят как Резня или Расчлененка, выдержан в той же радикальной форме, что и предыдущий фильм, и живописует акт убийства похищенной женщины с последующим расчленением её трупа. "Оригинальность" подхода, видимо, заключается в том, что второй час фильма происходит ночью при естественном, если так можно выразиться, не-освещении, что приводит к совершенной невнятице. Роджер Иберт с присущей ему прямолинейностью обвинил филиппинский фильм в некондиционности, заодно позволив себе критические ремарки в адрес отборочной комиссии Канна. Премирование Мендосы столь высокой наградой остается самым загадочным решением жюри. Задним числом можно предположить, что циничное смакование акта казни, из которого и состоит фильм Мендосы, вкупе с экранной неразберихой могло быть истолковано иными кинополитиками как акт гуманизма по отношению к зрителю, ведь профнепригодный результат исключает возможность в деталях рассмотреть процесс экзекуции. Можно также пошутить, что на Резне Юппер вспомнила обвинения в адрес апокалиптической притчи Время волков. Фильм приснопамятного Ханеке тогда обвиняли главным образом в чрезмерной затемненности изображения, из-за чего картина лишилась многих зрителей. Из числа второго ряда режиссеров была выделена англичанка Андреа Арнольд, удостоенная Приза жюри за молодежную драму Fish Tank (название следует переводить как Подстилка, Шалава). Два года назад ее лента Красная улица, с хилой реализацией весьма одиозного сюжета о тотальной слежке, не выдерживающей заявку на клаустрофобический триллер, была принята в конкурс Канна, чем вызвала недоумение. Новый фильм озадачил даже видного кинополитика Андрея Плахова, который публично предположил, что Арнольд имеет существенное лобби на французской стороне: ни чем иным присутствие её картины, выполненной в типовой манере социального британского кино, да ещё в условиях столь мощной конкуренции в Конкурсе, объяснить нельзя. А вот премирование лихой девичьей судьбы вполне объяснимо превалированием женской составляющей каннского жюри. И если решительная Гейнсбур вызывала аналогию с "пианисткой" Юппер, то образ оторвы, сыгранный не без огонька Кэти Джарвис, был вполне в духе амплуа Асии Ардженто, другой заседательницы большого жюри.
|
|
|