
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
|
22 апреля 2009
А сейчас Вы снимаете без раскадровок?
Нет, я и сейчас их делаю, полностью разрисовываю фильм. Но тогда мы не отошли от плана ни разу. И не сняли ничего добавочно. Все было как придумано, так и снято, а потом и смонтировано так. А в результате получилось не совсем так. Второй фильм у меня был тоже полностью разрисован, но в результате мы уже снимали по-разному, но в рамках выбранной концепции.
Но концепция была проработана от и до?
Она, безусловно, должна быть проработана. Её нужно до педантизма прорабатывать, а потом на съёмках нужно уметь легко отказываться. Нужно быть подвижным. Нужно быть всегда очень расслабленным и спокойным. Известная вещь, что в драке нельзя стоять напряженным - чтобы ударить или защититься вам просто физически необходимо расслабить руку и только потом её напрячь. Если вы стоите расслабленно, то вам быстрее удается ударить. В нашем случае это та же самая расслабленность, она точно так же действует – быстро. И вы легко находите, просто в жизни. Получается так, что это интереснее. Вы готовы отказаться, потому что так интереснее, так живее получается. Получается менее математически.
А сколько продолжается съёмочный период?
Он должен быть просто комфортным, его не надо делать героическим.
Если Вы не вписываетесь во временные рамки, не успеваете что-то снять, все будут сидеть, пока работа не закончится, правильно?
Это не так. Нужно отдавать себе отчет в том, что кино - не до конца искусство, это и производство. У вас есть конкретное количество денег и конкретное количество возможностей. Вы подписываетесь за некую сумму снять кино, надо уважать продюсера и понимать, что есть рамки, в которые нужно вписаться. Или надо сразу отказываться и говорить, что за это время снять нельзя. А если уже обещал… Каждый съёмочный день стоит около десяти тысяч долларов. Поэтому съемки нужно планировать.
Борис, а можно у Вас спросить о Коктебеле? Ведь это же совместный фильм, не могли бы Вы поподробнее рассказать о том, какие трудности бывают, когда идея совместная, и два или более человека ей занимаются, и как решать эти проблемы?Трудности возникают. Мы с Попогребским - лучшие друзья. Когда мы писали сценарий, то никаких вопросов не возникало, и ни в коем случае их не могло возникнуть, их по сути и не возникло. Мы - два непрофессионала, один – психолог, другой – киновед, которые почему-то снимают кино. И нам это было интересно, первая работа и т.д. Если нет каких-то болезненных амбиций, каких-то глупостей вроде зависти, то работать вдвоем нормально, спокойно. Сложности начинаются именно на съёмках. Они заключаются в том, что какая бы ни была прекрасная группа, все равно люди по природе своей начинают искать главного. Это очень чувствуется, и вот это как раз нервирует. Мы не поссорились к концу съёмок, и ни разу не позволили себе конфликтные вопросы решать при людях.
Борис, скажите напоследок какие-то теплые слова, может быть пожелания...
Единственное, что могу сказать: спасибо большое за то, что вы меня так долго слушали! И спасибо за вопросы, потому что действительно интересно было на них отвечать. А всё остальное я уже сказал, по поводу видеокамеры, по поводу того, что нужно не бояться самим снимать очень, очень много. И никакого налета божественного в этом нет, поверьте. Это всё нормально. Спасибо большое!
_____________________________________________________________________
Синематека благодарит киноклуб АРТ Кино и лично Дмитрия Куповых за предоставленную стенограмму мастер-класса.
|
|
|