
Антон Сазонов
Профессиональный фигурист Андрей Грязев ворвался в мир кино одним прыжком. Антону Сазонову стихийно талантливый режиссер рассказал о том, какое место в его жизни занимают фигурное катание и кино, как он находит героев для своих фильмов и что собирается делать дальше.
Читать далее
|
|
|
|
31 марта 2009
Владислав Шувалов
3. Непримирившийся с осенью
 В фильме Поруганная честь Катарины Блюм истерика, воцарившаяся вокруг героев, оболганных журналистами и полицией, не была надумана. Она была реакцией на страх власти перед дестабилизировавшей общественную и политическую обстановку деятельностью леворадикальной террористической организации - Фракция Красной Армии (RAF), чья трагическая история послужила сюжетом не для одной картины. В 1977 году RAF похищают крупного промышленника Ханса Мартина Шлайера, в обмен на его жизнь требуя освободить находящихся в тюрьме лидеров организации. Позже Шлайера убьют (его труп будет подброшен на немецкую границу), а RAF предпримет новую попытку шантажа, угнав пассажирский самолет (драма с заложниками авиалайнера будет развиваться в Могадишо по огнестрельному сценарию). Никогда ещё в послевоенную эпоху немецкие спецслужбы не получали такой пощёчины. Общество оказалось на грани полицейского террора. В этот год десяток немецких кинематографистов (в том числе Клюге, Фассбиндер и Шлёндорф) объединяются, чтобы сделать коллективный фильм, посвященный гуманитарным последствиям разрушительного политического кризиса – Германия осенью /1977/. Художественно-публицистический фильм открывался документальными сценами похорон Шлайера и первой новеллой Фассбиндера, задававшей исповедальный тон всей картине, и до сих пор позволяющей рассматривать фильм как образец гражданского акта и пример солидарности деятелей культуры в критический для отечества момент. Фассбиндер являлся в состоянии душевного распада: пьяный, голый, употребляющий в кадре наркотики. Он обзванивает знакомых в шоке от поступающих новостей из штутгартской тюрьмы Штаммхайм, где совершили одновременное "самоубийство" трое лидеров RAF. Фассбиндер терроризирует своего любовника и доводит до исступления собственную мать. Степень депрессии настолько сконцентрирована и достоверна, что о постановочности эпизода не может быть и речи. Фассбиндер оплакивает Германию, устраивая вакханалию на радость вечно преследовавшим режиссера грязным журналюгам, бросая им эту кость подобно своре собак. Кажется, он на самом деле узрел закат мира, на собственном примере продемонстрировав меру трагедии, захлестнувшей немецкое общество. Шлёндорф в фильме отвечал за документальные съёмки похорон террористов и снимал игровой эпизод под условным названием "Отложенная Антигона". В своём духе, Шлёндорф вновь выступает экранизатором, обращаясь на сей раз к творчеству Сократа. Телевизионный фильм об Антигоне, служит поводом для разбирательств комитета, которого смущает содержание поэмы древнего грека. Именно в этот момент власть пытается замолчать загадочную смерть узников Штаммхайма (кстати, реальный эпизод вновь развивается по сценарию раннего фильма Шлёндорфа – Убийство случайное или преднамеренное, где труп негодяя пытались похоронить на стройплощадке автобана). В Германии осенью радеющая за нравственность и общественное спокойствие комиссия устаивает выволочку авторам телеэкранизации. Фильм зарезали, Сократа засудили.
Выступление немецких кинорежиссёров поражает оперативностью, слаженностью действий и продуманной тактикой. Одного автора можно засудить, сфабриковать "дело", опорочить, но группу выступающих игнорировать уже не получится. Эта схема – творческой и гражданской солидарности - применяется (и побеждает) в последующих неигровых картинах. В 1980 году выходит фильм Кандидат, посвященный избирательной гонке кандидата на пост канцлера ФРГ Франца Йозефа Штрауса. Под фильмом подписываются четверо – Клюге, Шлёндорф, Стефан Ауст, Александр фон Эшвеге.В период захлестнувшей мир провокации Фаренгейт 9/11 никто не указал, что Майкл Мур - никакой не новатор, вознамерившийся приравнять камеру к штыку. Подобное кино создавалось и в прошлом. Пролог Кандидата живописует сад в резиденции федерального канцлера, находящейся в паре километров от исторического места – рейнского отеля "Дрезен", в котором в 1938 году вершилась судьба Европы. Тогда за чашкой чая Чемберлен отдал Гитлеру Чехословакию, что послужило зелёным светом фашизму. Так, весьма навязчиво подготавливается портрет Штрауса, который рвётся к верховной победе. В Кандидате (как обличающем репортаже) вспоминается биография героя, служившего в Вермахте, включены отрывки его предвыборных речей и интервью зарубежным СМИ. Разоблачительный метод фильма сегодня является каноническим пунктом журналистского телерасследования. Деятельность Штрауса на посту министра обороны сопровождается комментарием о скандальном деле - липовом военном заказе в полмиллиарда марок, а также обвинениями высших эшелонов в коррупции, неизменно сопровождавшей поставки для Бундесвера. Также с именем Штрауса недвусмысленно связаны обыски и аресты в "Шпигеле" после опубликованного изданием критического материала о ядерном оснащении немецкой армии. От кандидата не остается живого места. Когда смотришь фильм сегодня, поражаешься неизменности риторики и мотивации политических выскочек. Но в то же время, признаешься себе, насколько далеко шагнул цинизм российских политиканов, перещеголявших в своем властном бесстыдстве немецкого коллегу. Знакомым местом является эпизод войны, которую объявил Штраус несчастному немецкому гаишнику, остановившему его кортеж за нарушение ПДД; министр добился, чтобы инспектора уволили из полиции. Такие вещи без ответа не остаются. Авторы фильма внесли свою лепту в дело оппозиции: в том числе и с их помощью ястребу и нарциссу Штраусу никогда не бывать канцлером Германии.
|
|
|