
Иван Денисов
Обычно супергероев мы ассоциируем с комиксами, их экранизациями или стилизациями под эти экранизации. Но супергерои попали под каток леволиберального конформизма.
Читать далее
|
|
|
|
31 марта 2009
Владислав Шувалов
2. Бунт политики и романтики
 Считается, что эра "нового немецкого кино" датируется 1975 годом, когда на Каннском фестивале философская драма Каждый за себя, а Бог против всех /1974/ Вернера Херцога получает три больших приза, а одна из премий МКФ в Сан Себастьяне достается политической драме Шлёндорфа Поруганная честь Катарины Блюм /1975/. Международная пресса заходится восторгами по поводу прорыва немецкого кинематографа, открывшего остроту формы и злободневность, не препятствующую художественности. Newsweek, посвятив обложку фильмам Шлёндорфа и Фассбиндера, разбирает секреты немецкого качества. Три года подряд на Каннском кинофестивале премия ФИПРЕССИ (награда жюри международной прессы) достается немецким фильмам: 1974 – Страх съесть душа, 1975 - Каждый за себя, а Бог против всех,1976 – С течением времени Вендерса и Сильный Фединанд Клюге.
Поруганная честь Катарины Блюм - экранизация повести уже упомянутого Генриха Бёлля, к этому моменту лидера западногерманского литературного фронта и ненавистника идеологических твердолобов (за оказание помощи А.Солженицыну, изгнанному за рубеж). Главная героиня, чьё имя и фамилия вынесена в напоминающее газетный заголовок название, знакомится на вечеринке с молодым человеком. Они уединяются и проводят ночь. Наутро девушку будит вламывающийся в квартиру спецназ. Любовник исчез, а героиня попадает под следствие за пособничество убийце и террористу. Так говорит следствие, и так пишут газеты, открывающие сезон охоты на Катарину Блюм. СМИ делает из Катарины пугало, навешивая на девушку ярлыки коммунистки, преступницы и шлюхи. Ей приходят анонимки, осуждает церковь, страдают родные. Непонятно, кто кем помыкает – то ли полиция СМИ, то ли наоборот. Из общего потока свидетелей выделяется некий журналист, который системно издевается над героиней, зарабатывая очки не только грязными интерпретациями событий, но и откровенной ложью, придумывая одну "сенсационную новость" за другой. Несмотря на публицистический стиль наррации, через который сухо проходят факты и действующие лица, фильм Шлёндорфа улавливал нерв времени, вызывал доверие реалистическими подробностями, обвинял правосудие и желтую прессу в нагнетании атмосферы страха и потворстве террору. После того, как продажный репортер затравит до смерти близкого человека, Катарина найдет обидчика и застрелит его. Бёлль, Шлёндорф и Фон Тротта (сорежиссер) свидетельствовали, что методы, которыми пользуются службы госбезопасности, не только ущемляют свободу и дискредитируют демократические принципы, но и провоцируют гражданина на преступление. Этот тезис не потеряет актуальности и в следующем веке.
Международная слава делает своё дело – Шлёндорф получает возможность работать на условиях зарубежного финансирования. В 1976 году выходит его первая совместная работа с выдающимся кинопродюсером Анатолем Доманом, который параллельно с Выстрелом из милосердия работает над эротико-философским шедевром Нагисы Осимы Коррида любви, лентой сложной и мучительной, признанной порнографической в Японии и встретившей непонимание в Европе.Выстрел из милосердия был снят по довоенному роману французской писательницы Маргерит Юрсенар, выразившей в произведении личный опыт неразделенной любви к парижскому редактору, предпочитавшему мужчин. Несчастные отношения графини и немецкого офицера развивались в конце Первой мировой войны в Прибалтике, что послужило многочисленным упрекам в политической канве фильма (героиня в итоге оказывалась на стороне большевиков). Доман вспоминал, как яростно он защищал фильм, отстаивая его лирическую природу и усматривая в финальном твисте именно крах любви, результат её беспощадной корриды. Если отмежеваться от политики, то и в Катарине Блюм был поразительный романтический мотив – женщина влюбляется за одну ночь так сильно, что готова за любовь идти на каторгу. Но нельзя не признать, что общая атмосфера была иной – в обоих случаях Шлёндорф был чрезмерно холоден и механистичен. Последующий период творчества немца подтвердит предположения, что его интересует инженерная, а не эмоциональная структура фильма.
|
|
|