
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
23 марта 2009
Жан-Мишель Фродон Перевод: Михаил Гунин
 Чего вы ожидаете от актеров?
Они должны обладать достаточной чувствительностью, чтобы открыться и отдаться тексту, ситуации. В свою очередь, моя работа заключается в том, чтобы защитить их от возможного вреда. В процессе игры актер подвергает себя риску, и я должен не дать ему стать жертвой своего великодушия. Он доверяет мне, и это доверие я должен оправдывать. Длинная разговорная сцена снималась непрерывно, без монтажа. В конце съемки человек, ответственный за звук в сцене, едва не падал от изнеможения! Такова была напряженность самой сцены.
Вы снимали один дубль?
Нет, четыре.
Временами фильм достигает крайней степени насилия. Как вы решали, насколько далеко вы можете зайти, когда следует остановиться?
Я никогда не пользуюсь приглушением или стилизацией насилия. Это было бы слишком грубым, располагающим к лени. Это было бы трусостью по отношению к описываемой ситуации. Если ты делаешь фильм на подобную тему, нужно быть готовым показывать насилие и не затушевывать его, чтобы сделать более приемлемым. Необходим полностью открытый взгляд на подобные события: ведь они существуют, и мы не заставим их исчезнуть, просто не замечая их или рассматривая нечто иное.
Что также предполагает некоторую степень насилия по отношению к актерам…
Когда мы снимали сцену избиения заключенных охраной, мы сделали четыре дубля, и удары были настоящими. Актеров избивали, можно видеть следы на их телах. Безусловно, я полностью ответственен за происходящее, ибо сам все это затеял. В какой-то момент я попросил их остановиться, все зашло слишком далеко, но они единодушно попросили: "Стив, Стив, давай снимать. Мы можем продолжать дальше". То же самое происходило и в финальных сценах: Майкл довел себя до ужасающего психологического состояния, и в один из моментов мне пришлось покинуть съемочную площадку, потому что я разрыдался. Я не плачу по пустякам, да и вообще не плачу (я не плакал даже, когда умер мой отец): но тут он очень глубоко меня тронул. Конечно, потом я вернулся, и мы закончили сцену.
Жестокость подобного рода не имеет ничего общего с фильмами ужасов благодаря документальному подтексту.
Это очевидно. На предварительной стадии мы долго изучали факты, но еще более важным стало решение провести съемки в Северной Ирландии, где эти события происходили. Память о произошедшем там еще очень сильна.
Ощущение насилия также передается зрителям благодаря работе со звуком.
Это очень реалистичный звук, который мне не хотелось делать эстетичным. Звучание ударов дубинками – это не имитация на барабанах, не музыка. Это удары. Человеческие тела – это шумные звуковые камеры, в которых нет ничего музыкального.
Насилие в фильме в одной из своих форм проиллюстрировано тем кошмарным состоянием тела, до которого был доведен Майкл Фассбендер, исполнитель роли Бобби Сэндса.
Верно, но это заставляет нас делать различия между жестокостью других людей и насилием по отношению к самому себе. В борьбе с насилием других Бобби Сэндс решил подвергнуть себя еще большему насилию, ведь последствия голодовки на определенном этапе становятся необратимыми. Речь идет о психологии его действий. Фокус его актерской игры перемещается из сферы физиологии в ментальность.Вы много говорили с ним во время съемок?
Не только говорил, но и слушал. Я не пытался излагать ему манеру игры или детали личности героя, но старался сделать так, чтобы ему было уютно с самим собой. Ведь для того, чтобы сыграть эту роль, нужно быть очень, очень открытым. Нагим и уязвимым.
Как долго продолжались съемки?
Три с половиной недели. Мы снимали две недели, потом сделали перерыв на два месяца, пока Майкл сбрасывал вес, а затем снимали последние десять дней.
Были ли сложности с финансированием данного проекта?
На самом деле, нет: часть денег предоставил Channel 4, часть вложил я сам, кроме того, нам оказали поддержку Ирландская Республика, Северная Ирландия и Уэльс. То, что съемки велись в Северной Ирландии, помогло в финансировании. В любом случае, бюджет был совсем небольшим.
Помимо финансовых вопросов, насколько важно было снимать именно в Северной Ирландии?
Это было исключительно важно. Ведь именно там происходило действие. Место съемок определяет интенсивность энергетики. И многие из тех, кто принимал участие в работе над фильмом, были вовлечены в "забастовку одеял" среди заключенных ирландцев-республиканцев (заключенные отказывались носить тюремную униформу, не считая себя преступниками – прим. ред.). В стране продолжает жить память о тех событиях. У каждого члена съемочной группы остались какие-то воспоминания. И я старался, чтобы их присутствие ощущалось в фильме и чувствовалось в кадре.
|
|
|