
Иван Денисов
Обычно супергероев мы ассоциируем с комиксами, их экранизациями или стилизациями под эти экранизации. Но супергерои попали под каток леволиберального конформизма.
Читать далее
|
|
|
|
|
24 февраля 2009
Владислав Шувалов
Тема
 Клод Соте всю жизнь следовал кровным темам, которые, по мнению исследователей, вписывались в ренуаровскую традицию романтического бытописательства. Стоя в стороне от крикливых манифестов, киноэпатажа и субъективных опытов, кинематограф Соте отталкивался от повседневных конфликтов, подробностей человеческого существования, мелочей быта (слово "мелкий", как признак авторской технологии и основа художественного принципа Соте, далее будет повторяться не раз). Клода Соте, наряду с Трюффо и Ромером, также обеспокоенных вопросами этики и нравственных поисков, наиболее прозорливые искусствоведы называли "гуманистами" ("Школа гуманистов" - таково название одной из глав "Французской кинематографии от начала до наших дней", посвященной как раз трем режиссерам). Франсуа Трюффо, чей творческий путь после взлета бунтарских 60-х начал увязать в болоте апатичных 70-х, искал выход из традиционализма в перетасовке жанров, не всегда удачных. Ромер экспериментировал с бытовым пространством, которое было предметом рассуждений богемы, но не всегда находило отклик у широкого зрителя. В движении навстречу публике Соте обходил и первого, и второго. Его сюжеты не имели ничего общего ни со скучной дидактикой, ни с эстетическими пытками. Он не просто терпеливо наблюдал за своими героями (как Ромер), или работал с ложными мелодраматическими схемами (как Трюффо) – Соте держал в уме первичность фабулы и реалистичного характера - те факторы, которые способствовали вниманию публики.
В умении переносить на экран жизнь во всей ее полноте отражались и сценарная зрелость, и наблюдательность автора, и логика сюжета. Логика, в которой письмо, написанное в порыве гнева за миг до автокатастрофы, будет держать напряжение пуще любого триллера (Мелочи жизни): обездвиженный аварией герой беспокоится не за собственную жизнь, висящую на волоске, а за дурацкое письмо - чтобы случайно оно не попало к любимой женщине. Логика, в которой висящее на стене ружье непременно выстрелит, а события цепляются одно за другое. Когда уставший от неудач полицейский инспектор (Макс и жестянщики /1971/) идет на подлость, пытаясь спровоцировать мелкое хулиганье на вооруженное ограбление банка, он заводит адюльтер с проституткой, спутницей одного из потенциальных грабителей. Логика развития сюжета выводит инспектора на блестящее обезвреживание банды, но ирония судьбы подкладывает герою свинью: влюбляясь в свою пассию, он пускает под откос не только судьбы незадачливых грабителей, но и собственную жизнь.
Фильмы Соте пронизывала атмосфера смятения, тревоги, внутренней неуверенности. Это свойство объединяло всех его героев вне зависимости от их положения в обществе, возраста и рода занятий. Грубоватый предприниматель Сезар, обожающий пускать пыль в глаза партнерам, друзьям и просто соседям, совершенно теряется, когда понимает, что для завоевания любви Розали, нужно то, чем он, баловень судьбы и душа компании, возможно не обладает. Полицейский Макс, играя роль "банкира", "подсадной утки", тратит все свои сбережения на проститутку, признаваясь себе, что путана – единственный человек, с кем он может по душам поговорить. Молодой маргинал из Плохого сына /1980/, после нескольких лет проведенных в американской тюрьме, возвращается на родину, пытается начать жить с чистого листа, весело и открыто, но ничего не получается. Напротив, пожилой живчик из трагикомедии Официант! /1983/, несмотря на преклонные годы, волочится за девушками, обожает угождать окружающим и славится легкостью в общении, за которым кроется одиночество, прикрываемое маской улыбчивого гарсона. Внутренний разлад в человеке был лейтмотивом творчества Соте. В период "после 68-ого" прислушиваться к себе, а не к политическому шуму, было потребностью. Обыватель отвечал Соте пониманием. Его фильмы привлекали публичное внимание: премия Луи Деллюка и номинация на "Золотую пальмовую ветвь" (Мелочи жизни), "Давид Ди Донателло" (Сезар и Розали), номинация на "Оскар" (Простая история /1978/). С конца 70-х и до смерти каждая его картина претендовала на национальную премию "Сезар" в количестве не меньше трех-пяти номинаций. Соте интересовал человек, как в стесненных душевных обстоятельствах, так и перед лицом другого человека. Возвращаясь к теме семьи, надо заметить, что режиссер каждый фильм посвящал изучению одной из форм взаимоотношений близкого круга, верным образом проявляющих нравственный резерв человека. Соте снимал про друзей (Венсан, Франсуа, Поль и другие /1974/), верных любовников (Мелочи жизни), незадачливых любовников (Сезар и Розали), отца и сына (Плохой сын), коллег по работе (Официант! и Ледяное сердце). Автор не давил на зрителя эмоциональными спекуляциями, но умел передать через своих героев сумрачное одиночество, которое терзало соотечественника, когда тот оставался один на один с собой. Показательны в этом смысле неоднократно упоминавшиеся "Мелочи жизни", в которых ключевым приемом служат монологи героя, его воспоминания и сны. Мало того, что основной (трагический) сюжет, приваживая зрителя к рефлексирующим характерам, в финале выбивал из колеи, погружая в состояние скорби. На ключевую идею - о недопустимости безразличия – работали и внутренние микросюжеты фильма (Пьер, посетив родных, узнает, что его собака давным-давно скончалась, и ему не сочли нужным сообщить об этом; в следующей сцене его взрослый сын, увлекающийся конструированием механических игрушек, показывает отцу прототип тамагочи – "чирикающую железяку", которая заменяет одиноким людям живую канарейку; сын хвастается, что не требующая к себе внимания и любви игрушка, хорошо расходится). На протяжении картины Соте то и дело проговаривался о равнодушии, губительно сказывающемся на температуре отношений, когда люди тратят себя по мелочам, близки к разрыву из-за мелких передряг и руководствуются покоем как высшим жизненным благом. Кстати, в 90-е у Соте был фильм про скрипичного мастера, сознательно отвергающего всякое душевное волнение, с характерным названием Ледяное сердце.
|
|
|