
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
24 февраля 2009
Презентация книги о Майкле Пауэлле и Эмерике Прессбургере
 Гете однажды сказал, что красота метафоры состоит в том, что она являет нам несколько идей одновременно. Кино - бесконечное поле для метафор. А книга Георгия Дарахвелидзе "Ландшафты сновидений" - это эпический ландшафтный кинороман.
Книга о двух великих английских кинематографистах – Майкле Пауэлле и Эмерике Прессбургере - в любом случае была бы событием для российского читателя. Хотя бы потому, что отечественных исследований на эту тему практически не существует. Но важнее, что написана очень нетривиально – по сути, это не сухая ученая работа, а документальный роман на два огромных тома (второй из которых еще только готовится к выходу в свет).
Характерные для автора приемы – выстраивание целой анфилады аллюзий, вставные новеллы, он также тщательно исследовал исторические документы и среду, в которой развился английский гений. О режиссере здесь прямо говорится как о коллекционере ландшафтов: "Пауэлл исследовал свой родной остров от Фулы до белых скал Дувра, планировал одну постановку на Крите и осуществил другую на Большом Барьерном рифе, а в середине 60-х взял с собой (сына) Коламбу, чтобы прокатиться по Исландии на пони". Что касается самой книги, то ее ландшафт очень сложен, это одновременно и литературное расследование, и целый лабиринт отсылок и, каждая из которых открывает новую дверь в бесконечные пространства, но – в то же время – текст никогда не переходит в дурную бесконечность. В рецензии сложно отобразить масштабность этой работы, но если вкратце, это роман о том, как фантазия художника преображает ландшафт жизни.
О научных достоинствах книги вернее смогут судить профессиональные киноведы, но в конце концов, для неточных наук весьма важно, что в книге, о которой идет речь, побеждает не скрупулезность исследования как таковая, а литература. Может быть, покажется, что автор немилосерден к читателю, и не жертвует деталями ради того, чтобы сделать свое изложение понятнее и короче – но объем работы определяется максимализмом авторских задач, что скорее, все-таки, хорошо. Иногда, кажется, автор проявляет некоторое высокомерие к своим российским коллегам по киноведению, но это продиктовано тем же максимализмом – чтобы исследовать кино, нужно знать не только само кино, но и все, что его составляет. Можно задаться вопросом – не слишком ли это чересчур? И действительно, необходимо ли для анализа творчества Пауэлла знать живопись Тернера, прозу Джойса, учение Бергсона, античную мифологию или историю оккультизма? Во вступлении к книге Кирилл Разлогов пишет: "Как всякое серьезное новаторское исследование, книга изобилует спорными и дискуссионными суждениями и положениями". Но широту взглядов автора нельзя поставить под сомнение.
Презентация книги Георгия Дарахвелидзе "Ландшафты сновидений" пройдет 24 февраля в 19:00 в Кинобиблиотеке им. Эйзенштейна (Москва, Каретный ряд, д.5/10, стр.2). Вход свободный.
Что смотреть у Пауэлла и Прессбургера:
Жизнь и смерть полковника Блимпа - эпическое полотно о войне и конфликте поколений. Фильм, снятый в 1943, настолько неоднозначно изображал немцев, что Уинстон Черчилль пытался помешать его выходу на экраны.
Сказки Гофмана - фильм-опера, впервые в кинематографе полностью смонтированный по ритмическим законам музыки.
Подглядывающий - классический триллер, разрушивший карьеру Пауэлла и навсегда изменивший представление о жанре.
|
|
|