
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
13 января 2009
Хотя такое предприятие может быть рискованным и весьма условным, я бы хотел ранжировать все его полнометражные фильмы в нисходящем порядке предпочтительности, для того, чтобы установить, от чего я отталкиваюсь, и к чему я хочу придти в моей апологии Оливейры. Я видел примерно половину из этих фильмов более одного раза, но мои воспоминания об остальных фильмах довольно туманны, поэтому к концу списка порядок предпочтительности становится более произвольным:
1. Проклятая любовь (1978)
2. Бенильда, или Дева-мать (1975)
3. Беспокойство (1998)
4. Порту моего детства (2001)
5. Мой случай (1986)
6. Франциска (1981)
 7. Я иду домой (2001)
8. Весна священная (1963)
9. Нет, или Напрасный блеск господства (1990)
10. День отчаяния (1992)
11. Аники-Бобо (1942)
12. Путешествие к началу мира (1997)
13. Волшебное зеркало (2005)
14. Письмо (1999)
15. Звуковой фильм (2003)
16. Красавица навсегда (2006)
17. Каннибалы (1988)
18. Принцип неопределенности (2002)
19. Долина Авраама (1993)
20. Коробка (1994)
21. Монастырь (1995)
22. Слово и утопия (2000)
23. Пятая империя (2004)
24. Вечеринка (1996)
25. Христофор Колумб - Загадка (2007)
26. Божественная комедия (1991)
Несколько общих замечаний об этом списке:
[1] Насколько я могу судить, в карьере Оливейры не было "золотого века" - даже при том, что картины, которые я считаю его лучшими адаптациями художественной прозы и театра, Проклятая любовь и Бенильда, были сняты достаточно рано, а великолепные саундтреки Жоао Паэса, которые играют существенную роль в фильмах Оливейры 70-х и 80-х, впоследствии не фигурируют в его фильмах. Тем не менее, шедевры и менее интересные и завершенные фильмы появляются во все периоды его творчества.
[2] Таким же образом, я не могу отдать полного предпочтения фильмам, снятым на португальском, перед фильмами, снятыми на французском, или адаптациям оригинальных пьес (которые составляют большую часть его работ) перед фильмами по оригинальным сценариям (таким, как Порту моего детства или Нет, или Никчемный блеск господства), или постановкам рассказов или романов перед постановками пьес. Два самых дерзких и оригинальных фильма Оливейры, в самом деле - это португальское Беспокойство и франкоязычный Мой случай, которые представляют из себя комбинацию театральной вещи с адаптациями художественной прозы, в то время как не менее авантюрный фильм "Порту моего детства" - автобиографический документальный фильм, который мог бы служить прекрасным введением в кинематограф Оливейры, если бы он был более доступен, чем сейчас – свободно черпает вдохновение из театра и художественной литературы.
Мой случай состоит главным образом из трех последовательных сценических постановок одноактного португальского фарса Хосе Регио O Meu Caso, но помимо этого, здесь также использован сборник рассказов Беккета "Проколы" и Книга Иова. Беспокойство начинается с еще одной безумной одноактной постановки ("Бессмертные" Элдера Приста Монтейру) – по сюжету, эта пьеса ставится в 30-е годы в Порту и ее постановку смотрят четверо персонажей, вышедших из рассказа Антонио Патрицио "Сюзи" (около 1910 года). Далее по ходу фильма один из этих персонажей пересказывает другому третью историю, основанную на сюжете мистической и волшебной сказки Агоштины Бесса-Луис Мать реки (1971).
|
|
|