
Иполнилось сто лет со дня рождения гениального советского кинооператора Сергея Урусевского. Работу Урусевского часто сравнивали с трудом художника - столь тщательно ставился каждый кадр, столь безупречна была композиция кадра. И это неудивительно - по образованию (он закончил Ленинградский институт изобразительных искусств) ему полагалось заниматься книжной графикой. Сергею Урусевскому довелось поработать с целой плеядой замечательных советских режиссёров: он начинал с Марком Донским (Сельская учительница, Алитет уходит в горы), работал с Юлием Райзманом (Кавалер Золотой Звезды, Урок жизни), Всеволодом Пудовкиным (Возвращение Василия Бортникова), Григорием Чухраем (Сорок первый). Но по-настоящему талант новатора раскрылся в Урусевском только в совместной работе с Михаилом Калатозишвили. Три снятые ими картины - навечное достояние мирового кино, шедевры визуальной выразительности. Летят журавли (1957), Неотправленное письмо (1959) и Я - Куба (1964) обеспечили одарённому тандему статус классиков мирового кино: Летят журавли до сих пор является единственной отечественной лентой, взявшей Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, а о том, чтобы Я - Куба увидели западные зрители, позаботились Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола. Ближе к концу творческой карьеры Урусевский попробовал себя в качестве режиссёра, сняв два фильма: Бег иноходца (1968) и Пой песню, поэт (1973).
Сцена сбора урожая из фильма "Я - Куба"