
Елена Сибирцева
Авторы фильмов Шультес и Охотник режиссер Бакур Бакурадзе и соавтор сценариев Наиля Малахова – о кинообразовании вообще и своем обучении во ВГИКе в частности.
Читать далее
|
|
|
|
|
10 декабря 2008
Алексей Коленский
 Энергичный образ подрастающего негодяя, трусливой домашней бестии, дал карт-бланш на несколько проходных ролей, среди которых стоит отметить чересчур театральную, но вдумчивую экранизацию пьесы того же Теннеси Уильямса Стеклянный зверинец (режиссер Пол Ньюман) и деревянную Империю солнца (Спилберг). Вторым и решительным подарком судьбы стали Опасные связи. В кринолинах галантного кавалера де Вальмона реалист Фрирз разглядел драму кризиса среднего возраста. Авантюра кавалера-Малковича мотивирована не столько любовным и светским азартом, сколько жаждой чувства, на которое он уже не способен, но самозабвенно надеется обрести. Оттого так тошнотворно у Фрирза предательство герцогини, что его жертвой становится не ловкий ловелас, а неуклюжий полутруп. Бес эмоционального истощения пожирает героя Д М и в арабской пустыне: Бертолуччи нашел артиста воплотившего наиболее совершенный, авто-рефлексивный образ выдающегося романа Боулза - переживание дней испаряющихся Под расколотым небом неумолимого одиночества. Воспарив над дальнейшими приключениями вдовы своего персонажа (Дебра Уингер), Малкович остался самым ярким пятном контрастной палитры этой недостаточной по отношению к оригиналу экранизации.
Следующая пятилетка – не самая удачная в трудовой биографии Д М: он окончательно лысеет и тяготится анахроничными амплуа. Так, например, пробующий себя в кинорежиссуре Синиз дарит другу роли в мало впечатляющих ретро-драмах Вдали от дома и О мышах и людях. В этой экранизации велико-депрессивного романа Джона Стейнбека Малкович мучает роль аутичного дебиловатого бродяги-мечтателя, крепким рукопожатием выжимающего сок из фермерского кулака (с этим жестом Д М справляется блестяще).
Артист стремится к разнообразию работ, но отличный триллер Джениффер 8 Брюса Робинсона, тускловатая алленовская комедия Тени и туман и откровенно вторичный Дух тьмы Николаса Роуга ничего не добавляют ни к славе, ни к творческим перспективам. Обстоятельства переполняет чашу терпения и Д М соглашается сняться в боевике Вольфганга Петерсена На линии огня - тем более охотно, что его визави становится Клинт Иствуд. Неожиданно, материал (но, увы, не картина) оказывается интересным. Малковичу достается роль бывшего агента ЦРУ, крепко обиженного отставкой и решившего "покарать систему" убив президента США. Под ногами плохого парня путается положительный ветеран спецслужб (Иствуд), одержимый идеей спасения гаранта демократии. Экранного времени для актерской игры остается немного, но в считанных сценах Малкович явно "нависает" над своим преследователем, доказывая не только делом, но и пластикой игры моральное превосходство изгоя ринувшегося в бой не из личных, а эстетических несовпадений с противником. В конце концов, служба демократии - индивидуальный компромисс родственный идолопоклонству, в случае одностороннего расторжения не предполагающий верности противной стороне. С этой ролью Малкович занимает первое место в длинном списке коллег претендующих на роль безусловных противников системы, но не останавливается на достигнутом. Образы бессловесных, но похотливых интеллектуалов в камерных сюжетах Антониони (За облаками) и Оливейры (Монастырь) удачно дополняют образ "кота гуляющего самого по себе". В обоих случаях хладнокровное лакомство подвернувшимся телом выглядит комичной в молчаливой торжественности трапезой - светской забавой, недоступной слюнявому "постиндустриальному пролетариату", мидл-классу. Немного позже артист задумывает и реализует выпуск собственной линейки одежды под красноречивым названием Мистер Мадд (Мистер Грязь) – дорогих костюмов, имитирующих респектабельный дендистский стиль (эффектное предприятие, спустя 15 лет все-таки провалилось). К чести Д М, у Антониони и Оливейры его персонажи выглядят омерзительно (не без умысла и не без удовольствия) как и его партнерши (спонтанно). В этом, пожалуй, заключается издевка над слабым полом, морально-неустойчивая часть которого получила несвежего принца для влажных снов.Ситуацию поправил Фрирз, пригласив героя сыграть "Доктора Джекила" и "Мистера Хайда" в Мэри Рейли - истории девушки, перед глазами которой разворачивается стивенсоновский сюжет переписанный беллетристкой Валери Мартин. Это одна из наиболее сложных и выдающихся ролей Малковича, ему приходится играть двоякий фантазм недалекой целомудренной как дитя викторианской девицы (удачная роль Джулии Робертс), убежденной, что в каждом недоступном ее пониманию мужчине смертным боем бьются Ангел и Зверь. Виртуозность и высокий сарказм проявляются в конгениальном целомудрии обоих подозреваемых – дистанция, виртуозно отыгрываемая двоящимся Малковичем, превращает умеренно вульгаризованный сюжет в изящную и выразительную притчу о природе зла. С легкой руки Фрирза Малкович дорастает до 100% злодеев и с пылу с жару врывается в динамичный блокбастер Воздушная тюрьма. Не имея ни малейшего участия в основной, суетливой интриге, он перекодирует историю в пользу своего эпизодического персонажа, зэка-франкенштейна с леденящим аутизмом идущего за своей маньячной звездой сквозь прутья пылающей аэро-тюрьмы набитой менее ужасными мужиками.
|
|
|