
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
|
12 ноября 2008
Владислав Шувалов
4. Вне игры
 Ни один фестиваль сегодня не обходится без документального кино, которое с каждым годом отыгрывает всё большее пространство у кино постановочного. Один вид киноискусства активно задействует арсенал соседа, и наоборот, что ведёт к стиранию грани между документом и фикцией: игровое кино ищет себя в подражании реальности, а неигровое всё чаще не мыслится без элемента провокации и развлечения. Сегодня у каждого человека есть возможность с помощью бытовых цифровых технологий попытаться снимать кино – в этом смысле кинодок является важным профессиональным ориентиром для начинающих авторов.
В позапрошлом году фестиваль посещал классик Фред Уайзмен, в прошлом - Ди-Эй Пеннебейкер и Крис Хегедус. В этом году Москву посетит Росс Макэлви, признанный американский документалист, профессор Гарварда, с 1986 года преподающий в университете кинопроизводство. Он известен акцентировано автобиографическими работами, которые берут свое начало от "синема верите". Макэлви - внимательный наблюдатель, который говорит сам (Марш Шермана) и даёт возможность сказать другим (Шарлин). Его фильмы отличает нарративный подход, стремление автора донести до зрителя содержание и суть темы. Нечто похожее делает Майкл Мур, являясь главным действующим лицом всех своих картин, но, в отличие от скандального коллеги, Росс Макэлви рассказывает о своих ощущениях и впечатлениях, а не навязывает истину в последней инстанции.
На фестивале покажут семь его картин, в числе которых будет главная – Марш Шермана (1986), откровенное видеоэссе двадцатилетней давности, удостоенное Большого приза фестиваля "Сандэнс". В 2000-м году Библиотека Конгресса предложила включить Марш Шермана в Национальный реестр фильмов как "культурно значимое явление". С тех пор, каждая работа Макэлви привлекает к себе внимание специалистов, исследующих потенциал неигровой образности; его фильмы не остаются без наград профильных фестивалей.Программа "Экран.док" не исчерпывается ретроспективой Росса Макэлви. Она включает ещё несколько полнометражных фильмов, каждый из которых будет представлен московской публике лично постановщиком. Услышь - здесь и сейчас (2007), реж. Ирен Тэйлор Бродски (о семейной паре, которая после 60-ти лет глухоты решилась на операцию, способную восстановить слух), Курт Кобейн - о сыне (2007), реж. Эй-Джей Шнэк (сборка из неизвестных аудио интервью последнего рок-музыканта ХХ века), Вербовщик (2008), реж. Эдет Белзберг (о сержанте американской армии, чьим призванием является вербовка молодых людей), Орден мифов (2008), реж. Маргарет Браун (о пережитках расовой сегрегации, которые существуют и до сих пор поддерживаются в штате Алабама), Мой малыш смог бы это нарисовать (2007), реж. Амир Бар-Лев (необыкновенный талант 4-хлетней художницы вызывал восторги, пока не оказался в центре скандала – родители девочки были уличены в подлоге). Каждый из фильмов представляет собой погружение в тему "Профессия: репортер". Но как не относись к провокационности материала и авторских интонаций, кино, основанное на документальных событиях, захватывает, прежде всего, способностью удивлять зрителя неизвестными явлениями и странными персонажами. Они ломают наши представления о познаваемости мира и приближают кино к своей исконной задаче – удивлять и служить зрелищным аттракционом. Американское кино, каким бы оно ни было, всегда было обращено к зрителю.
4 страницы
1 2 3 4
|
|
|
|