
Антон Сазонов
Профессиональный фигурист Андрей Грязев ворвался в мир кино одним прыжком. Антону Сазонову стихийно талантливый режиссер рассказал о том, какое место в его жизни занимают фигурное катание и кино, как он находит героев для своих фильмов и что собирается делать дальше.
Читать далее
|
|
|
|
31 октября 2008
Новое британское кино 2008: Благословите женщину! (о фильме "Беззаботная")
Алексей Коленский
 40 лет назад проницательный критик Cahier du cinema заметил, что "словосочетание "Британское кино" звучит как оксюморон" - меткая, легкомысленная, решительно устаревшая реплика! За исключением подразумевавшихся Трюффо залепух Корда & Оливье, Прессбургера & Пауэлла, Лина & Шлезингера и своевременно примкнувших к ним Аттенборо & Жоффе, кино в Британии есть, но как бы между прочими, парадными формами медийного самовыражения. Характерный юмор ситуации проявился в конце 60-х: новый кинореализм родился на коленках (то есть задворках) основного медийного конкурента – теле-фабрики ВВС. Именно там, в 1969 году Кен Лоач открыл новую эру национального кино историей о безнадежной и безрадостной дружбе чумазого подростка и охотничьего сокола-пустельги. Назло бездушному социуму Кес очертил проблематику нового британского реализма (человек человеку бревно), канонизировал новый стиль (пристальное укрупнение бытовых типажей и ситуаций, аскетизм, информативность, плотность крупных планов), положил начало творческой традиции самым выдающимся представителем которой стал Майк Ли.
Пересказывать человеческие комедии Майка Ли - занятие нелепое: типажи монументальны, конфликты неявны и мучительны, сюжеты дурашливы, подробности банальны; дьявол Ли кроется не в деталях - в натурах персонажей. Вот несколько дней жизни 30-летней лондонской учительницы младших классов – пустячок, анекдот. А что, собственно творится с Беззаботной Поппи? Два часа экранного времени она веселится и болтает – на работе, уроках фламенко, в гостях, за рулем, радуется любому приключению – вплоть до пропажи собственного велосипеда. Подобно капле воды девица блещет обаянием фирменных персонажей мастера Ли – от Обнаженного говоруна Джонни (1993) до тихони-маньячки Веры Дрейк (2005). Как заведено у Ли, у ближних Поппи никакой жизни нет – неврозы, депрессии, социопатия, некоммуникабельность… И все же у каждого есть немного света – эта резвушка, которая постоянно трется близ людей, разговаривает, пытается контролировать, одновременно, артистически игнорируя. Люди тянутся к Поппи… что из того? Она их не слышит, не сопереживает - в сущности, не выносит как шум, который сама и производит в цветущем изобилии.
Перевод названия, как обычно, неточный: Happy-go-lucky - никак не прилагательное, а глагольная форма – напутствие, пожелание "счастья-удачи", идиоматическая реплика вроде "Будь здоров – не парься!". В общем, это ВСЕ что Поппи способна сказать миру.
Майк Ли снова прыгнул выше головы и звезд – туда, где нет ничего кроме чистых идей, эфирных вихрей и злых глаз Федора Михайловича Достоевского: два часа счастливого щебета, буря артикуляции, ни единого движения души, ни трепета, ни судьбы - максимальная, невыносимая правда жизни. В отличие от прославивших режиссера "легких, но несносных людей", удостоенная Берлинского Медведя за лучшую женскую роль Салли Хоукинс – воплощение коммуникабельности: вся в переливах, задорном блеске, лучистых гримасках (мордашка от Джениффер Лав Хьюитт, повадка от Морисы Томей). В сущности, вот она – принцесса с соседнего двора, каких пруд-пруди между экраном и подворотней, бульваром и дуркой, офисом и хосписом, каждая - на вес золота. Мир и в самом деле раскалывается от самозабвенного щебета пернатых "Амели", воображающих себе счастье, жизнь без покрышки и дна – такой, какой она не должна быть и не будет ни у кого, никогда, даже у Поппи. "Если вам уже немного за тридцать – есть надежда выйти замуж за принца!", - вы все еще верите бабьим сказкам? Полюбуйтесь на поппино счастье, убедитесь в противоположном.
Трейлер к фильму "Беззаботная"
|
|
|