
Иван Денисов
Обычно супергероев мы ассоциируем с комиксами, их экранизациями или стилизациями под эти экранизации. Но супергерои попали под каток леволиберального конформизма.
Читать далее
|
|
|
|
|
15 октября 2008
Алексей Коленский
 Гиш родилась в 1893 году в самом сердце Америки – штате Огайо, который воспет гением единственного по-настоящему великого американского прозаика-реалиста Шервуда Андерсона. Разорившись, ее отец - легкомысленный бакалейщик, масон 32 степени - оставил семью. Мать устроилась в бродячий театр, где начали выступать и ее милашки-дочки. Лилиан было 5, в 16 она начала кинематографическую карьеру.
Потеряв отца 10-летним мальчишкой, Гриффит жил в постоянной лихорадке воображения, Лилиан жила сценой. До самой смерти папа Джеймс порой объявлялся на горизонте дочек, которым оказал невольную и неоценимую услугу: забывая отца, сестры Гиш обретали мать. Освободившись от супруга, Мэри Робинсон преобразилась - воспоминания о любви, терпении и самопожертвовании матери переполняли душу Лилиан, изливавшуюся на сцене. В детских ролях сестрам доверяли немного реплик - чтобы не теряться в тени взрослых коллег, Лилиан дни напролет тренировала мышцы лица, гримасничая перед зеркалом. Театральной школы не существовало, от исполнителей (особенно детей) требовалась лишь естественность и выразительность. Сценический талант юной Лилиан состоялся в максимально органичном совмещении первого и второго. Кинокамера Гриффита раскрыла цветущую полноту ее дара.
Любимицей публики Гиш сделала 10-минутная мелодрама Барышня и мышка - трогательная пастораль с невинной провинциалкой, не способной утопить пойманную в мышеловку мышь и тем полюбившейся рафинированному горожанину. Образ девушки-ребенка, раскрывавшийся ранее в эскападах стерильной Мэри Пикфорд, обрел лицо, а заодно и манящую тайну. Народ жаждал этой живой воды.
Год спустя, в 1913-м Гриффит решился на съемки двухчастевки Материнское сердце - разумеется, это было сердце Гиш. С таким дерзким экспериментом не разминулись критики, объяснявшиеся с непосредственностью, конгениальной эпохе: "Секрет ее успеха в отсутствии так называемой "игры"!". На деле, эта формула относилась к Гриффиту, требовавшему от актеров внутреннего проживания образа (почти по Станиславскому) и не терпевшему гламурного кокетства. Никто из исполнителей не мог похвастаться знанием сценария. Описав сюжет, Гриффит приступал к репетициям сцен, затем немедленно следовали съемки, ночью - монтаж. Он был готов прислушиваться к советам исполнителей, но эту честь следовало заслужить. Сыграв возрастную, статусную роль, Гиш взяла право слова Материнским сердцем.
Дальше – больше. В 1914-м Лилиан сыграла несчастную библейскую мать в Юдифи из Бетулии. Это была сложнопостановочная, 4-х частная костюмная драма – памятник коллективному женскому самопожертвованию, самый дорогой проект "Байографа" - ответ грандиозным итальянским пеплумам Камо грядеши? и Кабирия. Успех двухчасовых фресок Пастроне был превзойден, грянувшая Война положила предел европейской конкуренции, Гриффит замахнулся на святое.
Юдифь из Бетулии, 1913
Натурные съемки Юдифи происходили в солнечной "Калифорнии" - мастер заработал достаточно денег для постройки собственной студии в пригороде Лос-Анджелеса. Под солнечным небом воздвигся дощатый помост, над ним - деревянные леса, на которых развешивались декорации. Гримерки и личный кабинет размещались в будке бывшего трамвайного депо. Голливуд начала века мало напоминал Фабрику грез – по ночам на Беверли-Хиллз выли шакалы. Первой масштабной стройкой в этом жалком уголке стали фортификации Питтсбургской битвы.
Гриффит купил права на экранизацию исторических романов Томаса Диксона (однокашника действующего президента Вудро Вильсона) "Член Клана" и "Леопардова шкура". Инсценировка первого романа в течение пяти лет с успехом шла на бродвейских подмостках, но Гриффит не столь зависел от литературной основы: он помнил войну по рассказам очевидцев и намеревался создать шедевр, имеющий отношение не к заявленному в титрах первоисточнику, а к святой правде. Рождение нации - первый полнометражный, двухсерийный, трехчасовой, высокобюджетный американский эпос – историческая семейная сага. Траншеи, брустверы, дороги, здания воссоздавались по рассказам участников Гражданской войны, мундиры, пушки, ружья были доставлены из Вест-Пойнта, платья – из шкафов, 500 статистов – набраны из лос-анджелесских безработных и нищих фермеров. Все детали составили впечатляющий кинематографический альбом – в разрывах снарядов и свисте пуль американские мужчины выходят на защиту родного порога. Ярость, геройство, азарт, самопожертвование и взаимовыручка – Гриффит показал впечатляющую панораму военно-полевых страстей. Калейдоскоп страстей, отважных лиц и эффектных жестов обращается в штиль, едва на экране является Лилиан: тихое сияние бледного лица затмевает мизансцены даже на общих планах.
|
|
|