
В первой половине 50-х Кейске Киносита являлся уже главным козырем студии "Сетику". Из года в год он выпускал самые дорогие фестивальные хиты этой студии, неоднократно получая призы на международных фестивалях. К осени своей карьеры Киносита был не только признанным классиком, но и обладателем Ордена Восходящего Солнца и уникального статуса "Национальное Достояние".
Река Фуэфуки была снята Киноситой уже на закате его "золотого десятилетия". Прдолжая мотив, начатый им еще в Легенде о Нараяме, режиссер создает еще одну эпическую картину из жизни средневекового крестьянства. В центре его повествования оказывается семейство нищего вассала клана Такэда по имени Садахэй, семья которого живет на берегу реки Фуэфуки уже на протяжении пяти поколений. Начиная свою картину как типичный для того времени блокбастер про эпоху "сэнгоку", Киносита постепенно убирает из нее последние тени жанра дзидайгэки и усиливает социальную критику.

Всего через несколько лет подобные притчи станут визитной карточкой ученика Киноситы и его бывшего ассистента, Масаки Кобаяси. Наращивая уровень архетипичности до максимума, Кобаяси создаст такие эпохальные картины, как Кайдан и Харакири.
Но на фестивале будут представлены не эти великие работы, а лента Кобаяси, увидевшая свет всего за несколько месяцев до Харакири. Конфликт – это временное прощание режиссера с современностью перед продолжительным уходом на поля жанра дзидайгеки - злая и ядовитая драма про умирающего заводчика и его наследников, готовых порвать друг друга в клочья ради его миллионов. Стремясь избежать прямой сатиры и жанровых клише, Кобаяси создает очень тревожную картину из жизни современного ему общества. Не удивительно, что студия "Сетику" была вынуждена вскоре отказаться от совместного сотрудничества - при всей свой любви к острым общественным проблемам боссы студии не любили, чтобы их авторы обрушивали на зрителя пессимизм, напрямую позаимствованный из западного кино. Послевоенная Япония переживала все стадии тотальной "американизации". Помимо бейсбола, машин и хулахупов в страну была завезена и пресловутая "американская мечта", которая кружила голову тысячам молодых японцев. Выдвигая эту проблему на первый план, Кобаяси транслирует интонации, выраженные, например, в "Американской трагедии" Драйзера.
Любителям японского кино советуем обратить особое внимание на фильм Конфликт. Он еще ни разу не выходил на ДВД, поэтому для поклонников Кобаяси он будет особенно интересен.

Если Кейске Киносита был автором первого японского цветного фильма, то его старший коллега Хейноскэ Госе был режиссером первого звукового. Мы не станем подробно рассказывать про этого режиссера, потому что он был достаточно популярен в нашей стране еще во времена Советского Союза, и достаточно известен в России и сейчас. Четыре года назад в Петербурге проходила ретроспектива его творчества, где было показано около полудюжины его редких фильмов. Картины Там, где видны фабричные трубы не было даже на этом легендарном показе, поэтому также советуем обратить на нее особое внимание.
Фабричные трубы – образцовое городское "сомингэки" 50-х, снятое под явным впечатлением от современного автору европейского кино. На территории небольшой коммуналки в одном из рабочих пригородов Токио живут четверо человек – муж, жена и двое их квартирантов. Однажды бывший супруг хозяйки подкидывает на ее порог собственного младенца, и жизнь четырех человек мгновенно меняется. Как водится, совсем не в лучшую сторону. Все жизненные проблемы, которые уже много времени мучили этих людей, поднимаются на поверхность и становятся абсолютно неразрешимыми. В коридорах коммуналки разгораются совершенно итальянские страсти. В 1953 году Фабричные трубы получили на Берлинале один из специальных призов, что очень положительно отразилось на имидже и репутации молодой киностудии "Синтохо".

Творческая судьба Тэнноске Киннугасы во многих деталях похожа на судьбу Госе. Если только не говорить о его большой привязанности к Советскому Союзу. В 1939 году на пике своей карьеры японский кинематографист посетил Москву и даже встретился со своим кумиром Эйзенштейном. Почти 30 лет спустя Киннугаса снова вернулся в советскую столицу, чтобы работать теперь над первым совместным японо-советским проектом – детской картиной Маленький беглец.
Маленький беглец – простая, но трогательная история маленького японского мальчика, который отправился в Москву на поиски своего папы. Отправился совсем один, если не считать волшебную матрешку, которую ему подарил добрый клоун Юрий Никулин. В 1967 году фильм Киннугасы не только покорил сердца миллионов советских зрителей, но также получил один из главных призов на Московском кинофестивале.
Если спросить у автора этих строк, какой фильм является лучшим на этом фестивале, то он, не задумываясь, назовет Ливень Микио Нарусе. Картина никогда не относилась критиками к главным фильмам этого режиссера, но она до сих пор поражает своим совершенством. Безупречный визуальный ряд, блестящие диалоги, тонкий и не исчезающий ни на секунду голос фортепиано - и самая харизматичная актриса японского кино Сэцуко Хара в одной из лучших ролей за свою карьеру.