
Иван Денисов
Обычно супергероев мы ассоциируем с комиксами, их экранизациями или стилизациями под эти экранизации. Но супергерои попали под каток леволиберального конформизма.
Читать далее
|
|
|
|
25 августа 2008
Владислав Шувалов
 Фильмы Фатиха Акина не хочется называть артхаусом, хотя в силу экономического фактора, так оно и есть - всё, что не соответствует бюджетам и прибылям голливудского мейнстрима, можно определить в качестве артхаусной нишевой продукции. В художественном плане артхаус, как правило, подразумевает субъективный почерк автора и наличие усложненного кинодискурса (нередко, провоцирование зрительского дискомфорта). О фильмах Акина не скажешь и этого. Они рассчитаны на массовую аудиторию, сняты доступным кинематографическим языком и, буквально, следуют шаблонам зрительского кино. При этом его кино нацелено не только на развлечение публики.
В идейном смысле кинематограф Фатиха Акина, немецкого режиссера турецкого происхождения, отвечает на одну из важнейших потребностей сегодняшнего зрителя – запрос на самоидентификацию. Последняя является жизненной необходимостью современного горожанина - его работа скучна и формализована трудовым распорядком, а город, в котором он проживает, безлик, безрадостен и равнодушен к своим жителям. Из числа идентификационных факторов особое место принадлежит этнической принадлежности. В стремлении к идентичности по этническому признаку нет ничего предосудительного. Обращение к своим корням (религиозным, национальным, этническим) необязательно должно сопровождаться доктринальным мышлением и конфессиональным ограничением общения. Факт обращения современного человека к культуре своих предков, по меньшей мере, свидетельствует о поиске духовной опоры, попытке внутренней самоорганизации, свободе совести.
1. Достучаться до небес
Фатих Акин родился 25 августа 1973 года. Один из семи районов Гамбурга – Альтона, - служил Фатиху местом жизни и местом работы: в этом квартале подбиралась натура для его первых фильмов. В 1994 году он поступил в Гамбургскую академию изобразительных искусств на факультет "Визуальные средства коммуникации". Творческая активность Фатиха Акина позволяет задуматься о сравнении нашей системы кинообразования и немецкой, ориентированной на практическую реализацию студента. Через год после начала учебы Акин уже снимает первую короткометражку, которая получает приз зрительских симпатий на Гамбургском международном фестивале короткометражных фильмов. В это же время он начинает сотрудничать с кинокомпанией "Wüste Film". Акин пишет сценарии, подрабатывает в качестве актёра. К моменту завершения обучения, у Акина будет две режиссерских короткометражных работы (Сенсин - это ты!, 1995, Сорняк, 1996) и полный метр, по художественному качеству которого можно предположить, что выпускник непременно достигнет успеха.
Уже в самом первом полнометражном фильме, Быстро и без боли (1996), Акин обращается к судьбе иммигрантов в Германии. Сюжет закручен вокруг взаимоотношений трёх друзей - турка, серба и грека, проживающих в Гамбурге. После освобождения из мест заключения турок по имени Габриэль решает порвать с прошлым и устраивается на работу, но его друзья, продолжающие промышлять криминалом, втягивают его в разборку с албанской мафией. Для морально нечистоплотной части немецкой критики эта картина стала поводом для спекулятивных заявлений, что-де преступность в Германии – дело рук иностранцев и гастарбайтеров, которые не желают адаптироваться к нормам цивилизованного западного общества. Внешне так всё и казалось, но Фатих Акин, 23-х летний дебютант, был далёк от политики. Он всего лишь рассказал о том, что было близко ему самому, что он сам ежедневно видел на улицах гамбургской Альтоны - он рассказал о жизни ровесников, у которых нет цели в жизни, нет достойного примера перед глазами и поддержки государства. Они срываются в беспредел в надежде либо "выбиться в люди", либо умереть "быстро и без боли". Режиссерский дебют Акина впечатлял энергетикой и пониманием законов драматического кино. Картина не была лишена передержек, как в игре актёров, так и во взаимоотношениях их персонажей, что можно списать на погрешности дебюта, но фильм дал понять, что в немецком кино появился талантливый режиссер. Внутренний накал и психологический акцент сюжета о молодых преступниках, которые барахтаются в реальности и воспринимают взаимную агрессивность как единственное средство успешной коммуникации с миром, позволяет поставить картину в один ряд со Злыми улицами (1973) американца Мартина Скорсезе и Ненавистью (1995) француза Матьё Кассовица. В нашей стране тему горячих голов, которых давит маховик насилия, после Акина поддержал Пётр Буслов в своём дебюте Бумер (2003).В фильме не было знаменитых актёров, кроме Ральфа Херфорта, который исполнял роль босса албанской мафии, пустивший под откос жизнь трёх закадычных друзей. Предыдущий фильм с участием Херфорта Достучаться до небес (1997) был популярен и в Германии, и в России. (Кажется, что название Достучаться до небес очень подошло бы дебюту Акина). Фильм получил несколько национальных призов - главным образом, в категории дебютного фильма, - а также был номинирован на высшие награды МКФ в Локарно ("Золотой леопард") и Тессалониках ("Золотой Александр"). На МКФ в Локарно спецприз получил актерский ансамбль фильма: Мехмет Куртулис, Александар Йованович, Адам Бусдускос. В эпизодических ролях снялись сам Фатих и его брат, Джем Акин.
В России, благодаря помощи Немецкого культурного центра им. Гёте, картину Быстро и без боли увидели сразу после фурора на Берлинском кинофестивале драмы Головой о стену. В сентябре 2004 года в рамках программы "Кинофорум" Музей кино представил ретроспективу Фатиха Акина из 4-х фильмов, составлявших на тот момент полнометражный актив режиссера.
4 страницы
1 2 3 4 
|
|
|
|